НОВОСТИ

×

Ошибка

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/05_may/05 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/05_may/04 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/05_may/03 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/05_may/01 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/05_may/02 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/04_april/09 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/04_april/08 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/04_april/07 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/04_april/06 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/04_april/05 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/04_april/04 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/04_april/03 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/05_may/05/IMG_7471.jpg'

IMG_7471.jpg10 мая 2013 года по благословению ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополита Волоколамского Илариона состоялась лекция профессора церковной истории и литургики Богословского факультета Университета Осло Стига Фройсхова на тему «История и современное положение протестантизма в Норвегии».

В своем выступлении докладчик осветил основные исторические вехи развития лютеранства в Норвегии и проанализировал их характерные черты, а также рассказал о тенденциях, наблюдаемых в современной официальной норвежской лютеранской церкви.

Профессор Стиг особо выделил сокращение числа активных прихожан, зависимость официальной норвежской церкви от общественного мнения и, в особенности, от позиции государства, споры между либеральной и консервативной партиями, в частности относительно гендерных вопросов. По мнению лектора, все перечисленные процессы способны в будущем привести протестантскую церковь в Норвегии к серьезному кризису.

Во время лекции состоялся оживленный диалог профессора Стига со студентами Общецерковной аспирантуры.

Интервью профессора Стига Фройсхова

{gallery}stories/news2013/05_may/05{/gallery}


Профессор Стиг Фройсхов родился в 1961 году в Норвегии.
В 1992 году получил степень магистра богословия в Свято-Владимирской семинарии (Нью-Йорк). В следующем году там же стал магистром литургики. В 1994-2000 годах обучался в докторантуре Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже. В 2003 году был удостоен степени доктора (Ph.D.), защитив в Сорбонне и одновременно в Парижском католическом университете диссертацию на тему "Грузинский часослов Sinaiticus ibericus 34: издание, перевод и комментарии" ("L'Horologe "géorgien" du Sinaiticus ibericus 34. Edition, traduction et commentaire"). В настоящее время диссертация готовится к публикации в Центре изучения происхождения христианства (Эдинбургский университет, Англия).
С 2007 - профессор литургики Богословского факультета Университета Осло. В настоящее время также является профессором церковной истории этого факультета.
Исследовательские интересы профессора Фройсхова связаны с историей восточного богослужения, а также средневековой литургической традиции Норвегии. Является автором многочисленных публикаций по истории Иерусалимского богослужения первого тысячелетия, истории развития суточного круга богослужения и гимнографии.

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/05_may/98989.jpg'

98989.jpg«Быть в мире, но не от мира» — так называется новая книга председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Илариона, выпущенная совместно Издательством Московской Патриархии и издательством «Никея».

Это издание представляет собой сборник работ митрополита Илариона, посвященных судьбе христианства в секулярном мире, диалогу религий, отношениям науки, культуры и религии.

Книга издана по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Владыка Иларион в течение четырех лет возглавляет Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, что дает ему возможность видеть весь комплекс вызовов, стоящих перед мировым Православием. Поэтому идеи и размышления, которыми он делится со слушателями и читателями, отражают основные тенденции церковной жизни нашего времени. «Христианское свидетельство, как луч света, должно пробиться сквозь толщу интеллектуальных нагромождений последних эпох, оно должно говорить о человеке-личности, о неповторимом характере каждого из нас, иными словами, вернуть человека на тот пьедестал, на который его поставило величайшее таинство Боговоплощения, — напоминает митрополит Иларион. — Перед христианами сегодня стоит насущная и кажущаяся невыполнимой задача: вывести из кризиса современную так называемую постхристианскую цивилизацию».

Книга «Быть в мире, но не от мира» — живое свидетельство востребованности и своевременности многовекового опыта Церкви для человека любой эпохи, любой культурной традиции.

Издательство «Никея»/
Служба коммуникации ОВЦС

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/05_may/04/DSC_7172.jpg'

DSC_7172.jpgВ ночь на 5 мая 2013 года ректор Общецерковной аспирантуры митрополит Волоколамский Иларион возглавил пасхальные торжества в храме в честь образа Божией Матери «Всех скорбящих Радость». За полуночницей, Пасхальной заутреней и Литургией святителя Иоанна Златоуста архипастырю сослужили настоятель Крестовоздвиженского скита Корсунской епархии в Лугано, Швейцария,  схиархимандрит Гавриил (Бунге), сотрудники Общецерковной аспирантуры и ОВЦС в священном сане, клирики храма.

В храме среди множества молящихся присутствовал соучредитель Благотворительного фонда имени Григория Богослова, председатель Совета директоров ОАО «Протек» В.С. Якунин.

 {gallery}stories/news2013/05_may/04{/gallery}

В полночь под пение стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе…» был совершен крестный ход.

За Пасхальной заутреней архипастырь прочитал Слово огласительное святителя Иоанна Златоуста на Святую Пасху.

Пасхальное Евангелие от Иоанна прозвучало за Божественной литургией на греческом, латинском, церковнославянском и русском языках.

За праздничным богослужением была совершена хиротония во иеродиакона учащегося Общецерковной аспирантуры и докторантуры монаха Николая (Оно).

По запричастном стихе клирик храма игумен Филарет (Тамбовский) огласил Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

После чтения заамвонной молитвы митрополит Иларион освятил артос.

После богослужения архипастырь поздравил верующих с праздником Пасхи:

«Этого праздника мы ждали очень долго и  сегодня радуемся о том, что Господь наш воскрес,  что для каждого из нас Он открыл двери в Царствие Небесное. Унесем же ту радость и благодать, тот Божественный свет, к которым мы приобщились в святые дни Страстной седмицы и Пасхи, в мир, принесем их в наши семьи. Принесем радость о Воскресении Христовом тем, кто особенно нуждается в нашей помощи, в нашей поддержке. И пусть пасхальная радость наполнит всякий дом и всякое сердце, чтобы никто не оставался непричастен к ликованию всего человеческого естества и всей природы о Воскресении Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Не забудем эти дни, которые мы прожили здесь, в Церкви!

Пусть Пасха Христова всегда живет в нашем сердце, пусть радость о Воскресении Христовом всегда наполняет его и вдохновляет нас на добрые дела! Аминь.

Христос Воскресе!»

Служба коммуникации ОВЦС

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/05_may/03/DSC_6471.jpg'

DSC_6471.jpg4 мая 2013 года, в Великую субботу, ректор Общецерковной аспирантуры митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Владыке Илариону сослужили настоятель Крестовоздвиженского скита Корсунской епархии (Лугано, Швейцария)  схиархимандрит Гавриил (Бунге), сотрудники Общецерковной аспирантуры и ОВЦС в священном сане и клирики храма.

За богослужением Великой субботы была совершена иерейская хиротония помощника ректора Общецерковной аспирантуры иеродиакона Иоанна (Копейкина).

{gallery}stories/news2013/05_may/03{/gallery}

После Божественной литургии состоялось освящение пасхальных снедей, принесенных прихожанами в храм.

В проповеди к молившимся за богослужением митрополит Иларион сказал:

«Литургия Великой субботы – особое богослужение. Это единственное богослужение в году, когда мы с такой силой ощущаем переход от смерти к жизни и к воскресению из мертвых. Эта Литургия начинается еще как погребальное богослужение, и темные одежды священнослужителей как бы подчеркивают его траурный и погребальный характер. Но что-то происходит в середине этой службы: в то время, когда читаются слова из послания апостола Павла к римлянам, священники переоблачаются в белые одежды, и после этого звучит Евангельское чтение уже не о погребении, а о воскресении Христовом.

По сути, именно Литургия Великой субботы, хотя и совершается она по нашему обычаю в субботу утром, является началом Пасхального празднования. В древней Церкви ее служили в субботу вечером. И благословение хлебов, которое мы совершили только что, происходило потому, что все люди оставались в церкви: они никуда не выходили, пребывая в ожидании Пасхальной утрени, слушали деяния апостольские и подкрепляли свои сердца и телеса хлебом и вином.

Сама Литургия Великой субботы, помимо того, что она была посвящена смерти и воскресению Спасителя, была еще и крещальной Литургией, потому что многие люди, которые в течение Великого поста готовились к Таинству святого крещения, принимали его именно в это день. И пока их крестили в баптистерии, верующие в храме слушали отрывки из Ветхого Завета, – те самые, в которых сегодня перед нами прошла вся ветхозаветная история от сотворения мира через самые великие и значимые события, включая и чудеса, совершенные пророками, когда они исцеляли людей и воскрешали их из мертвых. Потом, когда эти чтения завершались, а в баптистерии заканчивалось Таинство Крещения, новокрещенные входили в белых одеждах в храм, и Церковь пополнялась новыми верующими, которые прилагались к ней благодаря трудам пресвитеров, апостолов, миссионеров и благодаря собственному выбору, который те делали в пользу христианской веры.  Именно поэтому на Литургии Великой субботы поется: «Елице во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». С этим пением новокрещенные входили в храм Божий.

Белые облачения сегодня напоминают нам о Таинстве крещения. И хотя ныне эта Литургия не связана напрямую с крещением, которое в наше время совершается в течение всего года, богослужебный порядок сохранил особенность этой Литургии, и она напоминает нам не только о Господе Иисусе Христе, Который лежит во гробе, Который воскресает из мертвых, но также о нашем собственном схождении в воды, в которых мы оставили всю свою прежнюю жизнь, о нашем духовном возрождении и воскресении через Таинство святого крещения.

Неизреченным и таинственным образом Господь приводит к себе людей. И мы не знаем, почему одним Он открывает Царствие Свое, а для других эти тайны остаются закрытыми. Он сказал Своим ученикам: «Вам дано знать Царствие Божие, а другим не дано, они узнают его через притчи, потому что они имеют очи, но не видят, имеют уши, но не слышат» (см. Мф. 13. 11). Мы не знаем, почему Господь избрал именно нас, чтобы открыть нам духовные очи и духовный слух, научить нас тайнам святой веры, открыть великую тайну смерти и воскресения Своего и научить вере, которая пребывает до скончания века и которая каждого из нас, если мы будем того достойны, спасет и приведет в Царствие Небесное.

Нам не дано знать, почему очи не видят и уши не слышат у столь многих людей, живущих вокруг нас и, казалось бы, в тех же самых условиях. Но в эти дни – на утрени Великой субботы и в праздник святой Пасхи — мы еще и выходим на улицу с крестным ходом: один раз, чтобы засвидетельствовать, что Господь наш умер, а другой раз — чтобы засвидетельствовать, что Господь наш воскрес. И мы выходим на улицу, чтобы тем людям, которые находятся вне стен храма, за оградой церковной, свидетельствовать о Воскресении Христовом, дабы, как и в прежние века, прилагались все новые и новые верующие к Церкви Христовой.

И это происходит. Таинственным и непонятным для нас образом Господь приводит все новых и новых людей в Церковь, и несмотря ни на какие усилия богоборцев, которые предпринимались на протяжении вот уже двадцати веков, Церковь Христова не оскудевает людьми. Появляются все новые и новые верующие, потому что Господь касается их сердца, отверзает их очи и слух, и они прозревают тайны Божии, которые невозможно пересказать человеческим языком. И они духом своим, сердцем и умом восходят в то место, что око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, — на третье Небо, которое есть ни что иное, как Церковь Христова.

Перед нами еще стоит гроб с плащаницей нашего Спасителя. И мы сейчас будем с благоговением поклоняться Тому, Кто умер ради наших грехов. Но мы знаем, что из гроба этого воссияло спасение всему человечеству, что Тот, Кто лежит здесь пред нами умерший, воскреснет и воскресит вместе с Собой все человечество. Поэтому Литургия Великой субботы, которая наполняет сердца наши тихой скорбью и молитвенным предстоянием перед умершим Богом, дает нам и духовную радость – радость о воскресении Христовом.

Эта радость с особой силой прозвучит сегодня, когда мы вновь соберемся в храм на Пасхальную полунощницу, на Пасхальный крестный ход, когда мы всему миру и друг другу засвидетельствуем, что Христос воскрес».

Митрополит Иларион поздравил иеромонаха Иоанна (Копейкина) с рукоположением и обратился к нему со словами назидания:

«Служение священника требует особой ответственности. Оно требует особого страха, благоговения, смирения и послушания. Это служение превышает человеческие силы — не может человек нести его достойно, если будет полагаться только на свои силы. Поэтому в своем служении, прежде всего, полагайся на благодать Божию, всегда немощная вручующую и оскудевающая восполняющую. Эта благодать будет восполнять твои духовные немощи, будет исцелять твои физические немощи, будет помогать тебе достойно нести это служение.

Пребывай в послушании Церкви, которая призвала тебя на это служение, ибо не сам ты его искал, но Церковь призвала тебя к нему. Когда Церковь будет что-либо повелевать тебе, никогда не отказывайся. Без колебаний принимай все то, что Церковь будет возлагать на тебя. Люби алтарь Божий, люби богослужение, Божественную литургию, всегда с благоговением приступай к служению этого великого Таинства. Люби людей и отдавай себя людям, живи не для себя, а для других, и да поможет тебе Господь в этом высоком служении, которое ты получил сегодня и которое, если Богу будет угодно, будешь нести достойно долгие и долгие годы».

Архипастырь поздравил всех верующих с днем Великой субботы, пожелав им сохранить духовное чувство присутствия Христа, испытанное за Божественной литургией, пронести радость Христова Воскресения до следующей Пасхи и во все дни земной жизни.

Служба коммуникации ОВЦС

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/05_may/1_0.jpg'

1_0.jpg1 мая 2013 года, в Великую среду, председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию Преждеосвященных Даров в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Владыке Илариону сослужили представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском архимандрит Филипп (Васильцев), настоятель Крестовоздвиженского скита Корсунской епархии (Лугано, Швейцария)  схиархимандрит Гавриил (Бунге), клирик Финляндской Православной Церкви иеромонах Михаил (Нуммела), сотрудники Отдела внешних церковных связей в священном сане, клирики храма.

За Литургией митрополит Иларион рукоположил в сан диакона учащегося Общецерковной аспирантуры и докторантуры монаха Григория (Соколова).

{gallery}stories/news2013/05_may/01{/gallery}

По окончании богослужения митрополит Иларион обратился к присутствующим с проповедью:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В Великую среду мы вспоминаем вечерю в Вифании, на которой возлежал Господь, и пришла жена-грешница, принесла алавастр драгоценного мира, возливала на ноги Спасителя и отирала их своими волосами, омывая слезами. Один из учеников, Иуда Искариотский, увидев это, сказал: «Не лучше ли, чтобы деньги, потраченные на приобретение этого драгоценного мира и сосуда, были розданы нищим» (См. Мф. 26, 8-9). Ведь Господь всегда призывал заботиться о нищих. Но как говорит евангелист, Иуда говорил это не потому, что о нищих заботился, а потому, что был вором и имел доступ к деньгам.

Наверное, мы никогда до конца не узнаем тайну Иуды: почему один из двенадцати апостолов предал Спасителя. Мы услышим завтра, когда будем читать двенадцать евангельских отрывков, посвященных Страстям Христовым, слова церковной песни, обращенные к Иуде: «Кий тя образ, Иудо, предателя Спасу содела? Еда от лика тя апостольска разлучи? Еда дарования исцелений лиши? Еда со онеми вечеряв, тебе от трапезы отрину? О, коликих благ непамятлив был еси!» Господь ничем не умалил Иуду по сравнению с другими учениками: когда апостолы были на Тайной вечери, Иуда был среди них, когда Господь посылал Своих учеников проповедовать, Иуда участвовал в апостольской проповеди, когда они получили дар исцеления, то и Иуда удостоился этого дара. И на Тайной вечере он не просто сидел с другими — он принял внутрь себя Тело и Кровь Спасителя так же, как и другие ученики. Но только по каким-то причинам все это пошло ему не на пользу, а во вред и пробудило в нем не чувство любви к Богу и благодарности за неизреченные дары, которых он сподобился вместе с другими апостолами, а совсем другие, низменные чувства. Эти чувства привели его к тому, что он стал предателем Спасителя.

Многие святые отцы считают, что корнем, главной причиной грехопадения Иуды было сребролюбие. Ему были вверен ковчежец с деньгами, принадлежавший общине учеников Христовых. Сердце его искусилось этими деньгами. Трудно себе представить, чтобы он мог воровать из ковчежца, потому что куда он бы тратил эти деньги, если он вместе с остальными ходил с места на место и у него, как у других учеников, даже не было своего дома?

Какая еще могла быть причина того, что он предал Спасителя? Возможно он, как и другие, надеялся, что Спаситель призывает их для участия в каком-то славном и великом деле: собирается возглавить движение евреев за освобождение от римлян или стать царем иудейским, ведь Он так часто говорил о том, что Ему уготовано некое царство. Может быть, еще какие-то причины привели Иуду к решению предать Спасителя. Но мы знаем одно: из двенадцати ближайших учеников Господа один оказался предателем. И он стал таковым не в силу каких-то внешних обстоятельств, не потому, что был лишен чего-то, что было дано другим, а в силу своего внутреннего устроения. Когда у других происходило, пусть и постепенное, возрастание в вере и любви ко Господу, в душе Иуды возрастали раздвоенность и желание воспротивиться Божественной благодати, которая обильно изливалась от Спасителя.

Господь и Спаситель наш Иисус Христос знал, что Иуда вынашивает такие планы. Мы не знаем, беседовал ли Он с ним наедине. Но ученики зафиксировали в Евангелиях слова Спасителя на Тайной вечере: «Что делаешь, делай скорее» (Ин. 13. 27). Удивительные слова. Кто-то может подумать, что Господь будто бы подталкивает его на грех. Есть даже теория, будто Господь специально выбрал Иуду для того, чтобы тот Его предал, потому что если б не случилось этого предательства, не было бы Крестной смерти, а тогда не было бы совершено искупление всего человечества. Но святые отцы решительно отвергают такую теорию. Господь никогда не избирает человека на злые дела и не предопределяет их. Однако Бог знает о них заранее и многообразным образом  предупреждает человека об этом.

Бог предупреждает человека, что если он совершит злое дело, которое созрело у того в сердце, то за это его ждет жестокое наказание. Причем это наказание придет не от Бога, а от самого человека. Вспомним, что отвечал Господь на Тайной вечере, когда Его спрашивали: «А кто этот предающий Тебя?» — Он говорил: «Тот, кто со Мною вместе обмакнул хлеб в уксус» (см. Мф. 26. 23). Он показывал, что знает предателя. Обращенные же к Иуде слова «что делаешь, делай скорее» — это не призыв совершить предательство, а последний призыв одуматься, призыв, который пришел слишком поздно, потому что план в сердце Иуды уже созрел.

Господь наш долготерпелив. Мы прославляем Бога за долготерпение, потому что если бы Он захотел, то бы мог приостановить и вообще остановить всякое человеческое зло, совершающееся на земле – Он мог бы просто уничтожать злых людей, наказывать, истреблять их, как это происходило в Ветхом Завете. Но боюсь, что если бы Господь так действовал, то мало кто остался бы на земле, потому что зло живет в сердце каждого человека. Мы знаем о себе, что и мы способны на предательство, — пусть не на такое, как описано в Евангелии, но, может быть, на каждодневные, мелкие предательства, когда вместо того, чтобы встать на сторону Бога, мы становимся на сторону диавола, вместо того, чтобы совершить добрый поступок, творим зло. В душе у нас, как и в душе Иуды, живет раздвоенность, потому что, с одной стороны, нам хочется быть искренними, верующими и добрыми христианами, а с другой стороны, грех влечет к себе, и греховные помыслы продолжают жить в нашей душе.

По милости Божией многие греховные помыслы, в душе или в уме зарождаясь, там же и умирают. А некоторые из нас по завету святых отцов умеют и бороться с греховными помыслами, отгоняя их молитвой Иисусовой или другими доступными нам способами. Не всякий греховный помысел воплощается в греховное дело. Но как только появляется такой помысел, как только мы вступаем в собеседование с ним и в исследование его, мы уже постепенно, сами того, может быть, не замечая, становимся на сторону греха.

Вот почему святые отцы и призывают следить не только за своими поступками, но и за мыслями. Всякий греховный поступок начинается с мыслей, причем с тех, которые мы не исповедуем. Для чего мы приходим на исповедь? Чтобы раскаяться в своих греховных делах и греховных мыслях. А когда неисповеданные, греховные мысли долго живут в душе человека, то они постепенно укореняются в нем и превращаются в греховный навык. А от этого недалеко и до греховного поступка, и до предательства.

Вот почему к Святым Христовым Таинам мы приступаем с радостью о том, что соединимся с Господом, но и со страхом, чтобы нам не оказаться недостойными, не оказаться предателями Господа. И мы говорим Господу в молитве: «Ни лобзания Ти дам, яко Иуда», помня о том, что целованием Иуда предал Сына Человеческого.

Конец этого человека нам всем известен. Его не Бог покарал. Господь долготерпел и ждал его раскаяния. Даже после того, как предательство совершилось, даже после того, как Господь Иисус Христос был предан на смерть, двери покаяния для Иуды еще не были закрыты. Он мог так же, как и другие ученики, последовать за Христом во двор первосвященника. Так же, как возлюбленный ученик Иоанн, он мог остаться при Кресте Иисуса. В конце концов, никто из учеников точно не знал, кто предал Спасителя. Еще был обратный путь для Иуды, мосты не были сожжены. Но не нашлось в нем силы к покаянию и раскаянию, точнее: он раскаялся, но он не покаялся. Он сожалел о своем грехе, но вместо того, чтобы испросить прощения у Бога, решил свести счеты с жизнью. Таким образом, не Господь наказал Иуду за предательство, а он сам себя наказал — он лишился жизни и вечного спасения.

Этот пример, как мне кажется, должен всегда стоять перед нашими глазами, потому что нужно помнить, что враг рода человеческого не дремлет: не только в нашей собственной душе могут возникать какие-то греховные помыслы и греховные стремления, но есть и диавол, который старается нас запнуть на нашем пути ко спасению, отлучить от Господа.

В своей духовной жизни мы должны надеяться, прежде всего, на Бога, на Божественную благодать, а не на свои собственные силы. Господь каждому из нас дает те дарования, который мы должны употребить в дело, подобно человеку, который получил десять талантов или который получил пять талантов, но не подобно тому, который получил один талант. Иуда оказался тем, кто, получив талант, зарыл его в землю. Этот талант не принес никакой пользы для него.

Мы должны учиться жить так, чтобы взращивать в себе добродетели, чтобы всеми своими силами с надеждой на благодать Божию бороться с греховными помыслами и стремлениями. Всякий раз, когда диавол приступает к нам, подобно тому, как он к Иову приступил, пытаясь искусить (о чем мы тоже слышали), мы должны отвергать это искушение и, полагаясь на Божию помощь, а не на свои силы, преодолевать стремление к греху и идти по пути ко спасению.

Этот путь заповедал нам Господь Иисус Христос. Сам Господь взошел на Крест и претерпел смерть ради того, чтобы нас спасти, а от нас Он требует только одного: чтобы мы были Его соработниками, Его верными учениками, чтобы наши мысли не раздваивались, чтобы никогда ковчежец с серебром не стал для нас дороже любви Божией, а все остальное, как говорит Сам Господь, «приложится вам» (Мф. 6. 33).

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с этим днем – Великой средой, когда мы совершили последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров, в последний раз в этом посту прочитали молитву преподобного Ефрема Сирина. С этого момента мы уже вступаем в воспоминание спасительных Страстей Христовых. Завтра будем участвовать в Тайной вечере, причащаясь от Его рук Пречистаго Тела и Честной Крови Спасителя, а потом совершим все вместе в храме последование спасительных Страстей Христовых: будем выносить плащаницу, совершать чин погребения Спасителя.

А дальше произойдет то, чего мы ждем в течение всего года: на смену Страстным дням к нам придет праздник Светлого Христова Воскресения. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/05_may/350.jpg'

350.jpgВ Издательстве Московской Патриархии вышла в свет книга «Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста с параллельным переводом на русский язык» под общей редакцией митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева).

Божественная литургия — главнейшее богослужение Православной Церкви, во время которого совершается таинство Евхаристии. Каждому из нас необходимо понимать, что такое Литургия, ведь это духовный центр, средоточие христианского вероучения и мировоззрения. Однако для многих незнание церковнославянского языка является препятствием для изучения и осмысления Божественной литургии. Издание чинопоследования этого богослужения с параллельным переводом его на русский язык призвано разрешить данную проблему.

Общую редакцию перевода осуществил митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и Синодальной библейско-богословской комиссии, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени равноапостольных Кирилла и Мефодия, автор книг по богословию и церковной истории, переводов творений отцов Церкви с греческого и сирийского языков.

Как отмечает митрополит Иларион в предисловии к книге, настоящее издание представляет собой пособие для тех, кто хочет лучше понимать православное богослужение. Церковнославянский текст главной церковной службы — Божественной литургии — приведен в нем параллельно с новым выверенным русским переводом. Этот перевод не предназначен для богослужебного употребления, но носит пояснительный характер.

Книга специально издается в компактном формате, чтобы прямо в храме можно было следить по ней за ходом совершаемого по-церковнославянски богослужения.

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/05_may/02/DSC_3739.jpg'

DSC_3739.jpg30 апреля 2013 года в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке по окончании вечернего богослужения председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион совершил монашеский постриг учащегося Общецерковной аспирантуры и докторантуры Алексея Оно.  Новопостриженному иноку было дано имя Николай в честь святителя Николая Японского.

Владыке Илариону сослужили настоятель Новоспасского монастыря епископ Воскресенский Савва, настоятель Крестовоздвиженской пустыни в Лугано (Швейцария) схиархимандрит Гавриил (Бунге), магистрант Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия архимандрит Исаак (Бояджийский), сотрудник ОВЦС иеромонах Иоанн (Гуайта), помощник председателя ОВЦС иеродиакон Иоанн (Копейкин), студенты ОЦАД иеродиакон Анастасий (Онищенко) и иеродиакон Григорий (Соколов).

 {gallery}stories/news2013/05_may/02{/gallery}

В напутственном слове к иноку Николаю владыка Иларион, в частности, сказал:

«Пострижение в монашество — это не просто обряд, это Таинство церковное, только установлено оно не для всех христиан, а для тех, кто желает идти узким путем в подражание Спасителю, — тем самым путем, о котором ты слышал сейчас в Евангельском чтении: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 8:34).

Монашеское житие есть благое иго Христово, которое легко нести, когда человек прилежит к молитве, пребывает в послушании и надеется не на свои силы, но на благодать Божию, всегда немощная врачующую и оскудевающая восполняющую.

Таинственным образом Господь призывает людей к монашескому житию. И мы никогда не узнаем, почему в сердцах одних людей зажигается пламя монашеской жизни, а в сердцах других — нет. Но мы знаем, что монах — это человек, которого Сам Господь призвал следовать за Ним, как призвал Своих учеников, когда те сидели и починяли сети свои и вдруг услышали голос Христа: «Приходи и следуй за Мною» (Мф. 19: 21).

Этот голос и ты услышал в своем сердце и последовал за Христом подобно тому, как этому же голосу внимал, в него вслушивался и за ним последовал святой равноапостольный Николай Японский, имя которого ты отныне будешь носить. Он приехал в далекую Японию, где не было православных верующих; он трудился там более полувека для того, чтобы просвещать людей светом спасительной веры Христовой. И этот его миссионерский и монашеский подвиг увенчался многими тысячами обращенных ко Христу душ и многими храмами, построенными по всей территории Японии.

Один из тех, кого крестил святой Николай Японский, был и твоим предком. И все твои родственники получили святую православную веру от святителя Николая, дошла эта спасительная благодать Божия до твоего отца, а от него перешла и к тебе. И сегодня ты призываешься последовать примеру святителя Николая: как он прибыл из далекой тогда российской земли в землю японскую, так ты прибыл в землю российскую из далекой японской земли для того, чтобы здесь принять иноческие обеты, чтобы здесь началось твое служение Церкви, которое, верю, во благовремении продолжится на родной для тебя японской земле, где я хотел бы, чтобы ты продолжил дело святителя Николая, просвещая свой народ светом святой и спасительной православной веры.

Монашеское житие — это путь тесный, потому что монах лишен многих земных радостей и утешений. Но на монашеском пути человеку сопутствует благодать Божия. Она помогает человеку преодолевать немощи его человеческого естества, немощи физические и духовные. Эта благодать вдохновляла апостолов на проповедь, вдохновляла миссионеров и преподобных отцов, и отныне она будет тебя вдохновлять на монашеское делание.

Спокойно и радостно прими то, что совершилось с тобой. Укрепляйся молитвой Иисусовой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Пусть эта молитва всегда звучит в твоем уме и твоем сердце, отгоняя всякое бесовское действо, утешая тебя и напоминая о подвигоположнике Спасителе и Господе нашем Иисусе Христе, Который Сам явился родоначальником монашеского жития, ибо мы, иноки, в своей жизни именно Ему стараемся  подражать, взяв на себя Его легкое бремя и Его крест.

Читай Священное Писание, читай творения святых отцов Церкви, особенно тех, которые писали о монашеской жизни, поучайся в законе Господнем день и ночь. Изучай богословские науки, чтобы ум твой был напитан словесами премудрости, чтобы Божественная премудрость дала в тебе добрые плоды духовной жизни.  Пребывай в послушании Церкви, от которой ты получил благодать монашеского пострижения и заботься о своей душе, чтобы возрастить в ней плоды добродетели, чтобы свет, который, по заповеди Господней, должен просиять в твоем сердце, просвещал потом и окружающих тебя людей. Пусть житие святителя Николая, архиепископа Японского, будет для тебя живым примером верности Христу, ревности о Господе и миссионерского служения людям. Пусть укрепляет тебя на монашеском пути спасительная благодать Божия. Пусть Пресвятая Богородица, всех скорбящих Радость, будет для тебя утешением в скорбях и печалях, искушениях и напастях, которые непременно выпадают на долю всякого человека. И пусть молитва святителя Николая, архиепископа Японского, и всех преподобных отцев, в подвиге постничества просиявших, сопутствует тебе на твоем монашеском пути. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/04_april/09/DSC_3274.jpg'

DSC_3274.jpg29 апреля 2013 года в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке по окончании вечерни председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион совершил монашеский постриг учащегося Общецерковной аспирантуры и докторантуры Андрея Соколова.  Новопостриженному иноку было дано имя Григорий в честь святителя Григория Богослова.

В храме присутствовали епископ Авидский Кирилл (Константинопольский Патриархат), заместитель председателя ОВЦС архимандрит Филарет (Булеков), клирики храма.

 {gallery}stories/news2013/04_april/09{/gallery}

В напутственном слове к нему владыка Иларион, в частности, сказал:

«Сегодня, предстоя в этом святом храме перед лицом монашеского братства, перед лицом святых ангелов Божиих и перед лицом Христа, Которому были принесены тобой обеты, ты принял монашеский постриг не от моей руки, но от руки Самого Спасителя.

К этому служению ты пришел добровольно. И ты исповедовал сегодня, что никто не принуждал тебя к нему, что собственным разумом и своей совестью ты пришел к решению принять монашество. Это решение твое было свободным и непринужденным, но отныне ты предал себя в послушание Церкви Христовой и должен жить, как заповедали апостолы, как заповедали святые отцы: не ища своего блага, но ища блага Церкви и все свои силы, все свои помыслы отдавая служению ей.

В монашестве ты получил имя святителя Григория Богослова, творения которого ты изучаешь. Отныне он будет твоим Небесным покровителем и путеводителем на пути монашеской жизни. Святитель Григорий в своих творениях исповедует пламенную любовь ко благу безмолвия и отшельничества. Он говорил: «Ничто не казалось мне таким прекрасным, как, замкнув чувства, став вне плоти и мира, собравшись внутрь себя… собеседуя с самим собой и с Богом, жить выше видимого и носить в себе всегда чистые божественные образы… будучи и всегда становясь поистине чистым зеркалом Бога и божественного, прилагать к свету свет – к менее ясному более лучезарный».

Этим монашеским путем, который начертал святитель Григорий в своих творениях, и надлежит тебе идти, прилагая к свету свет и восходя от силы в силу. Пусть путеводителем на твоем монашеском пути будет святое Евангелие, которое старайся читать ежедневно, поучаясь в словах Спасителя, питаясь духовно хлебом Слова Божия и взирая на образ Пастыреначальника Христа, Который заповедал нам сие целомудренное житие и подражанием Которому наше монашеское житие является.

Читай творения святителя Григория и других отцов Церкви, которые прежде нас прошли путем жития постнического и оставили нам свои творения для того, чтобы мы поучались у них и на нашем жизненном пути вдохновлялись их божественным и благочестивым примером.

Никогда не оставляй молитву. Пусть молитва Иисусова всегда творится в твоем сердце и твоем уме. Повторяя эту молитву, соединяй ее с сердцем для того, чтобы память о Спасителе всегда присутствовала с тобой: днем и ночью, когда ты молишься и когда трудишься, когда сидишь на месте и когда путешествуешь. Во все дни и ночи твоей жизни пусть имя Иисусово не сходит с твоих уст и не покидает твое сердце.

В монашеской жизни надлежит тебе, как и всем инокам, встретить множество искушений и испытаний, в том числе тех, к которым ты не готов и которых не ожидаешь, ибо искушения и испытания монашеские приходят иногда с самой неожиданной стороны. Будь готов к этому, и пусть имя Иисуса и молитва Иисусова всегда ограждают тебя от диавольских козней.

Монашеские одежды, в которые ты облачился сегодня, являются одеждами воинскими. Четки, которые ты получил, есть щит веры, а клобук, который надел на голову, — шлем спасения. Все это свидетельствует о том, что монашеская жизнь есть война, брань духовная. Это та самая война, о которой апостол Павел говорит, что она не против плоти и крови, но против властей духов злобы поднебесных и миродержителей тьмы века сего (см. Еф. 6:10-12). Эти духи злобы поднебесной не будут дремать, но будут внимательно следить за твоим путем монашеским, и тебе нужная особая духовная сила для того, чтобы эти искушения преодолевать и всегда из этой борьбы выходить победителем.

Черпай духовные силы в причащении Святых Христовых Таин и служении алтарю Божию, к которому Церковь также тебя призывает. Проси у Господа, чтобы через причащение Святых Христовых Таин, через принятие Тела и Крови Спасителя Господь Сам давал тебе силы нести крест монашеской жизни и то благое иго Христово, которое приносит человеку радость и утешение, ибо в этом постническом труде, в этом аскетическом делании человек обретает радость о Господе, которую невозможно заменить никакими человеческими радостями. Эту радость, сказал Господь, никто не отнимет от вас (см. Ин. 16. 20-22).

Ты принял монашеский постриг вне монастыря, но стоишь ныне, окруженный монашеской братией, и должен знать, что эта братия всегда поддержит тебя в трудную минуту. Ты не будешь один идти по монашескому пути — братия твои поддержат тебя. Прибегай к их советам, когда тебе будет трудно. Прибегай к советам старших и помни о том, что ты вступил на путь послушания.

Отныне ты должен отсекать свою волю, но предаваться воле Божией, которая будет к тебе приходить через волю священноначалия. Никогда ничего не ищи и ни от чего не отказывайся. К какому бы служению ты ни был призван, неси его со смирением и достойно, чтобы не посрамить доверие, которое Церковь тебе оказала.

В ближайшие годы тебе предстоит проходить обучение наукам, как проходил его в свое время святитель Григорий Богослов. Ты будешь учиться в той же стране, в которой он учился, на том же языке, на котором он говорил и писал свои творения. Этот особая милость Божия, особое доверие, но оно возлагает на тебя и особую ответственность. Помни о том, что ученость нужна не ради учености, не ради мудрости земной, а для того, чтобы, как говорил святитель Григорий Богослов, изучив все науки и собрав всю премудрость Востока и Запада, положить ее к ногам Христа.

Пусть Господь укрепляет тебя на твоем монашеском пути. Пусть Пресвятая Богородица, перед образом Которой «Всех скорбящих Радость» ты принял монашеский постриг, помогает тебе идти по этому пути, беспрепятственно восходя от силы в силу, и пусть молитва святителя Григория Богослова и всех святителей и преподобных отцов, просиявших в иноческом делании, сопутствует тебе в этом восхождении монашеском. Аминь».

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/04_april/DSC_0206.jpg'

DSC_0206.jpg

23 апреля 2013 года в Большом зале Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы состоялась конференция «Блаженный Августин и мировая культура».

Организаторами конференции выступили Общецерковная аспирантура и докторантура имени равноапостольных Кирилла и Мефодия, Посольство Алжира в Российской Федерации, Представительство Святого Престола в Российской Федерации, Библиотека иностранной литературы.

Среди участников конференции — представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси архиепископ Филлипопольский Нифон, Апостольский нунций в Российской Федерации архиепископ Иван Юркович, почетный архиепископ Алжирский Анри Теисье, посол Италии в России Антонио Ланди, Посол Республики Кот-д’Ивуар в России Бернар Тано-Бучуе, сотрудники Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, преподаватели и учащиеся Общецерковной аспирантуры и докторантуры, российские и зарубежные ученые, специализирующиеся на изучении наследия блаженного Августина, студенты светских вузов.

На открытии конференции с приветственными словами выступили директор ВГИБЛ Е.Ю. Гениева, Посол Алжира в Москве Смаил Шерги, ординарий Архиепархии Божией Матери в Москве архиепископ Павел Пецци.

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председатель Синодальной библейско-богословской Комиссии, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волокoламский Иларион выступил с докладом на тему: «Блаженный Августин на рубеже цивилизаций, религий и культур».

Далее владыка Иларион и приглашенные гости конференции приняли участие в открытии выставки редких изданий блаженного Августина из фондов Библиотеки иностранной литературы.

Участники конференции ответили на вопросы о своем опыте соприкосновения с личностью и творениями блаженного Августина:

Е. Ю. Гениева: Блаженный Августин - это одна из крупнейших, ярчайших фигур в истории Церкви

Священник Роберт Ж. Додаро: Христианские принципы вдохновили основы политики

Госпожа Сабах Ферди: Путешествия Августина не преследовали эгоистических целей, они всецело были связаны с его служением

А. Р. Фокин: Августин как гениальная личность сумел придать западной христианской традиции совершенно уникальную форму

{gallery}stories/news2013/04_april/08{/gallery}

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/04_april/church-world.jpg'

church-world.jpg20 апреля 2013 года гостем телепередачи «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24», которую ведет председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион, стал  ректор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» Михаил Стриханов.

Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Сегодня мы поговорим о взаимодействии Церкви и светской науки. У меня в гостях — ректор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» Михаил Стриханов. Здравствуйте, Михаил Николаевич.

 

М.Н. Стриханов: Здравствуйте, Владыка. Мне очень приятно участвовать в Вашей передаче, говорить с Вами. Хотелось бы задать Вам вопрос о взаимодействии Церкви и науки, религии и науки. Есть очень много людей, которые интересуются и наукой, и религией. Они задаются вопросом: насколько Церковь разрешает свободу творчества? Где проходят границы, которые могут возникнуть для ученого, когда он проводит исследования?

Митрополит Иларион: Хотел бы начать словами апостола Павла, который говорит: «К свободе вы призваны, братья» (см. Гал. 5, 13). Эти слова вполне мог сказать какой-то революционер и взять их в качестве лозунга, но сказал их ни кто иной, как апостол Павел.

Церковь никогда ничего не навязывает людям, что бы ни предполагали распространенные в современном обществе стереотипы. Эти стереотипы в основном базируются на истории католичества времен Средневековья, когда была инквизиция, когда Католическая Церковь запрещала ученым научный поиск, под запретом также оказывались какие-то виды искусства или творчества. Но ведь и сама Католическая Церковь впоследствии осудила такие методы и отошла от них. Потом было местное протестное движение – протестантизм, а в православной традиции такого вообще не было.

Православная Церковь всегда поддерживала и образование, и науку; она всегда подчеркивала, что каждый человек свободен. Он свободен во всех своих творческих проявлениях. Творчество на протяжении многих веков развивалось именно внутри Церкви.

М.Н. Стриханов: Есть ли области науки, которые Церковь, может быть, предпочла не видеть в списке исследований, например, клонирование человека, исследования, связанные с искусственным интеллектом или что-то подобное?

Митрополит Иларион: Я думаю, что в науке тоже должно быть  нравственное измерение. Когда ученые разрабатывают те или иные научные проекты, они должны четко понимать, к чему их исследования могут привести.

Действительно, есть, с точки зрения Церкви, вещи, которые являются запретными для ученых. Например, клонирование человека. Церковь всегда будет выступать против клонирования, потому что мы считаем его вмешательством в тот творческий процесс, который принадлежит только Богу. Бог предоставил очень широкие творческие возможности человеку, который может быть сотворцом Бога по многим направлениям, но если он пытается восхитить Божию власть, то Церковь, конечно, выступает против этого.

Вот почему Церковь выступает против эвтаназии. Мы считаем, что как рождение человека не является его правом, так его правом не может быть и смерть. Бог определяет, когда и где человеку родиться, и Бог определяет, когда, где и по какой причине человеку умереть. Мы в этом смысле относимся к Богу с гораздо большим доверием, чем могли бы относиться к науке. Мы не верим в эксперименты, в рамках которых исследователи пытаются найти какие-то искусственные способы продлить жизнь человеку. Конечно, человек должен заботиться о своем здоровье, лечиться от болезней и вести здоровый образ жизни — это само по себе будет продлевать его жизнь. Но для нас важно не количество прожитых дней или лет, а качество прожитой жизни. Церковь очень многим людям помогает обрести то высокое качество жизни, которого не находят люди, не ориентирующиеся на духовные ценности.

М.Н. Стриханов: Мы живем в век междисциплинарных исследований, когда очень важно соединить разные отрасли науки для достижения нужного результата. Это касается и физических методов в биологии, в медицине. Я знаю, что в Курчатовском институте создан НБИКС-центр для проведения нано-, био-, инфо-, когни- и социальных исследований, то есть делается попытка связать фундаментальные исследования по физике с исследованиями в гуманитарных науках. Как Вы считаете, дополнили бы этот пакет междисциплинарных исследований теологические исследования?

Митрополит Иларион: Уверен, что дополнили бы, потому что теология есть тоже в своем роде наука — наука о вечных духовных, нравственных ценностях. Междисциплинарные исследования, о которых Вы говорите, именно потому важны, что позволяют человеку иметь стереоскопическое видение. Очень часто ученые замыкаются в своей области исследований, «копают» все глубже и глубже какую-то конкретную проблему. Они оказываются внутри этой проблемы, но при этом перестают замечать то, что происходит вокруг. Проблематика деятельности вырывается из контекста.

Между тем, у многих научных исследований есть нравственное измерение. Весь XX век был связан с исследованиями в ядерной области. Они принесли определенные блага человечеству, но принесли и колоссальный вред, потому что, как Вы знаете, ядерная энергия может использоваться в мирных целях, но может служить и целям военным. Она может нести катастрофические последствия для человека.

С одной стороны, ведется научный поиск, и многие государства заинтересованы в том, чтобы он развивался, но, с другой стороны, должна быть некая сдерживающая сила. А откуда она возьмется, если у конкретного человека, государства, народа, если у всего человечества не будет нравственных ориентиров? Думаю, что спасти человечество от самоуничтожения, от полного извращения всех аспектов человеческой жизни может только сам человек. Например, какую опасность несет клонирование? Опасность того, что люди будут создавать других людей «на заказ», как в известной утопии у Олдоса Хаксли, формировать некую особую категорию людей. В этом случае вся жизнь человечества будет моделироваться. Это будет кошмар, ад на земле. И это можно создать путем клонирования.

М.Н. Стриханов: Еще бы хотел спросить Вас о понятиях светскости и атеистичности государства. Являются ли они синонимами либо здесь есть глубокие различия? Некоторые ставят знак равенства между светским и атеистическим государством.

Митрополит Иларион: «Светское» — не синоним атеистического. В советское время нам внушали, что атеизм – это некая общая идеология, а религия есть частное дело отдельных заблуждающихся людей. Но жизнь показывает, что это ошибочность этих суждений. Ставка на отмирание религии, которая была сделана в 60-е и 70-е годы, совершенно не оправдалась. Идеологи, руководившие тогда государством, были уверены в том, что религия будет постепенно отмирать, что это пережиток прошлого. На заре XXI века оказалось, что это совсем не так. Религия имеет огромное значение для миллионов и миллиардов людей и именно потому, что апеллирует к вечным ценностям. Она дает человеку не просто интеллектуальные, а нравственные ориентиры.

В связи с этим я хотел бы задать Вам, Михаил Николаевич, вопрос. Вы были инициатором создания в МИФИ кафедры теологии. Когда мы с вами кафедру создали, некоторые критики стали говорить: а какое вообще отношение имеет ядерная физика к теологии, что между ними есть общего? У меня ответ на это есть, но я бы хотел услышать, почему именно Вы пришли к такой мысли и чем руководствовались, когда решили создавать такую кафедру в одном из наших ведущих светских научных учебных заведений.

М.Н. Стриханов: Вопрос о создании кафедры теологии, владыка, назрел в МИФИ давно. В 80-е годы наши студенты и выпускники вместе с отцом Александром Менем участвовали в богослужении. А в 90-е несколько тысяч студентов МИФИ записалось в секту Аум Сенрикё. Это свидетельствовало о том, что вакуум воспитания, вакуум веры приводит к непредсказуемым последствиям. Несколько лет назад в МИФИ был освящен домовый храм. Освящал его Патриарх.

У нас давно возникла необходимость в создании кафедры, которая служила бы альтернативой созданных в советское время кафедр, исповедовавших марксистско-ленинское учение, ведь фактически ничего не изменилось: люди, которые преподавали на этих кафедрах, немножко переориентировались и уже преподают другие дисциплины с более благозвучными названиями. Нам казалось, что создание кафедры теологии будет неким стержневым моментом по преподаванию основных человеческих ценностей. Создавая ее, мы, конечно, ориентировались на Вас, Владыка. С большой благодарностью мы воспринимаем то, что Вы приняли наше приглашение быть заведующим кафедрой теологии. Считаем, что такой кафедрой должен заведовать человек, пользующийся уважением и в духовной, и в мирской среде.

Митрополит Иларион: Как Вы помните, я не сразу дал согласие. Моя первая реакция была такой: почему я, какое я имею отношение к ядерной физике? Так потом говорили и наши некоторые критики: что общего между ядерной физикой и теологией?

Я рассказал Святейшему Патриарху Кириллу, что существует идея создать в МИФИ кафедру теологии, и меня просят ее возглавить. А Патриарх знает мою занятость и обязанности, которые он на меня возложил. Святейший Патриарх сказал: «Вы должны возглавить ее». Я ответил, что, возможно, у меня будет мало времени на то, чтобы посвящать его этому делу, и услышал: «Ищите хороших помощников, но очень важно, чтобы Вы возглавили кафедру». Я тогда принял предложение и, конечно, не жалею об этом, потому что очень интересно для нас всех, чтобы мы общались друг с другом. При этом Церковь, конечно, не собирается никому ничего навязывать — как Вы знаете, все занятия на кафедре добровольные и проводятся для тех студентов, которые этого желают.

В первую очередь мы думаем о том, чтобы дать студентам сведения по самым разным направлениям теологической науки, по истории Церкви, по истории других религий, то есть расширить кругозор учащихся.

Уверен также, что, помимо общеобразовательного значения, эта кафедра будет иметь и определенное нравственное значение. Сейчас в нашей стране такие кафедры созданы примерно в пятидесяти вузах. И везде ректоры говорят о том, что создание такой кафедры, как и открытие домового студенческого храма, способствует повышению нравственного уровня студентов. В конечном итоге все от этого получают пользу. Никто никому ничего не собирается навязывать, но вместе с тем мы вместе работаем для того, чтобы обогатить духовный мир студента и расширить его знания, помочь ему стать лучше.

Спасибо Вам, Михаил Николаевич. Благодарю Вас за то, что Вы были гостем нашей передачи.

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/04_april/07/IMG_7695.jpg'

IMG_7695.jpg16 апреля 2013 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион, находившийся в Греции по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, посетил Фессалоникийский университет имени Аристотеля.

У входа в главный корпус университета митрополита Илариона встречали ректор профессор Иоаннис Милопулос, проректор Деспина Льялю и декан Богословского факультета профессор Михаил Тритос. В ходе дружественной беседы стороны обсудили перспективы академического сотрудничества университета с Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых Кирилла и Мефодия. Речь шла, в частности, о налаживании регулярного обмена студентами и докторантами, а также о гостевых лекциях ведущих профессоров Богословского факультета из Фессалоник в Общецерковной аспирантуре.

 {gallery}stories/news2013/04_april/07{/gallery}

Далее владыка Иларион в сопровождении декана проследовал в амфитеатр университета, где собрались профессора и более ста пятидесяти студентов Богословского факультета. В зале присутствовали также митрополит Аркалохорийский, Кастеллийский и Вианнский Андрей, генеральный консул Российской Федерации в Салониках А.А. Попов, профессор А.Н. Тахиаос, православный бизнесмен И.И. Саввиди.

Высокого гостя представил слушателям декан профессор Тритос: «С особой радостью мы приветствуем на нашем факультете Высокопреосвященнейшего митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректора Общецерковной аспирантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Его Высокопреосвященство является иерархом масштаба не только Русской Православной, но и всей Вселенской Церкви. В сфере его особых интересов – вопросы прав человека и религиозной свободы. Он знаток греческого языка, друг Греции и ревностный поборник мира, социальной справедливости и соблюдения прав человека».

В приветственном слове декан Богословского факультета подчеркнул: «С того времени, как русский народ принял Православие, он явил изумительные примеры веры и добродетели. Из его среды вышли великие святые, здесь просияли великие подвижники-монахи, а Русская Церковь вела активную миссионерскую работу на Аляске, в Сибири и в далекой Японии. Русскому народу свойственно глубокое благочестие, которое трудно встретить у других народов».

Вслед за деканом иерарха приветствовал профессор протоиерей Василий Кальякманис. Отец Василий рассказал о жизни и трудах митрополита Илариона, отметив, что «Владыка  широко известен в Греции, в частности, в прошедшем году в Афинах и Салониках Владыка презентовал греческий перевод книги Святейшего Патриарха Кирилла «Свобода и ответственность»; в том же году в амфитеатре под афинским Акрополем более пяти тысяч человек собралось на концерт духовной музыки Владыки и великого композитора греческого народа Микиса Теодоракиса».

Затем председатель ОВЦС прочитал на греческом языке лекцию на тему «Богословское образование в Русской Православной Церкви».

По окончании выступления митрополит Иларион ответил на многочисленные вопросы слушателей. Владыка рассказал, в частности, о магистерских и докторских программах в Общецерковной аспирантуре, о возможностях получения юношами и девушками образования в области богословия, церковного пения и иконографии в высших учебных заведениях Русской Православной Церкви. Были также заданы вопросы о  перспективах религиозного образования в школах, об истории и положении Православной Церкви в Китае.

Один из вопросов касался бедственного положения христиан в Сирии. «То, что происходит сейчас в Сирии – это полномасштабная гуманитарная катастрофа, — подчеркнул председатель ОВЦС. – Я тесно общаюсь с иерархами Антиохийской Православной Церкви, и они рассказывают, что в тех местах, где к власти приходят повстанческие группировки, христианство истребляется до последнего человека: христиан либо изгоняют, либо физически уничтожают. Сегодня само существование христианства в Сирии находится под угрозой. К сожалению, западные политики и средства массовой информации в большинстве своем игнорируют эти вопиющие факты. Со своей стороны Русская Православная Церковь старается делать все возможное для сирийских христиан: регулярно оказывает гуманитарную помощь, пытается убедить мировое сообщество в том, что поддержка гражданской войны в Сирии недопустима».

Особое внимание митрополит Иларион уделил теме студенческого обмена между Россией и Грецией. «Обмен студентами сближает наши Церкви, — сказал архипастырь. – Психологические и языковые барьеры должны быть преодолены. Как еще мы это сможем сделать, если не будем ездить в гости друг к другу и не будем учиться друг у друга?»

«Безусловно, православным греческим студентам есть на что посмотреть в Русской Церкви, — подчеркнул председатель ОВЦС. — Ярким примером возрождения церковной жизни являются наши монастыри: за последние 25 лет в России, Украине и других странах канонической территории Московского Патриархата заново создано почти 800 монастырей: в советское время их было всего 21, а сегодня 805. Сегодня в Западной Европе многие говорят, что мы живем в пост-христианскую эпоху. Но для нашей Церкви это – эпоха небывалого по своим масштабам церковного возрождения».

В тот же день председатель ОВЦС посетил Свято-Духовский храм в селе Прохома, построенный православным меценатом из России И.И. Саввиди, греком по происхождению. В храме председателя ОВЦС от имени митрополита Гуменисского Димитрия приветствовал протосингел Гуменисской митрополии архимандрит Дорофей.

Вечером того же дня митрополит Иларион и сопровождавшие его лица вылетели в Варшаву.

В поездке председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата сопровождали заместитель председателя ОВЦС игумен Филарет (Булеков), секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, настоятель собора святой Екатерины в Риме иеромонах Антоний (Севрюк), помощник председателя ОВЦС иеродиакон Иоанн (Копейкин) и группа православных мирян: исполнительный директор Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова Л.М. Севастьянов, магистрант Общецерковной аспирантуры и Богословского факультета Фессалоникийского университета А.М. Соколов, переводчик А.Г. Чуряков.

***

Университет имени Аристотеля в Салониках (греч. Αριστοτέλειο Πανεπιστήμιο Θεσσαλονίκης) – крупнейший в Греции и на Балканах. Основан в 1925 году.

Университет имеет 12 факультетов и 36 отделений. Общее количество студентов – 95 тысяч, из них 9 тысяч получают последипломное образование. Профессорско-преподавательский состав насчитывает 2248 человек (716 профессоров, 506 адъюнкт-профессоров, 576 доцентов, и 450 лекторов). Основной язык обучения — новогреческий, на некоторых отделениях ведется преподавание на английском, французском и немецком языках.

Библиотечная система университета (1927) насчитывает более восьмисот тысяч книг и трехсот тысяч томов периодических изданий.

Университет Аристотеля в Салониках выполняет большой объем исследований в различных научных областях. Он находится в постоянном и тесном сотрудничестве с университетами, организациями и исследовательскими центрами как в самой Греции, так и за ее пределами. Большое количество факультетов и, в общей сложности, около 250 лабораторий позволяют осуществлять различные исследовательские проекты. В течение последних двенадцати лет 4500 научно-исследовательских программ были предприняты и реализованы с участием более чем десяти тысяч членов академического сообщества.

Богословский факультет был открыт при Фессалоникийском университете в 1926 году, через четырнадцать лет после освобождения Салоник от турок.

В 1971 году факультет получил свое собственное здание с домовым храмом в честь Святой Троицы. В 1982 году факультет был разделен на два отделения: Догматического богословия и патрологии и Пастырского и социального богословия. В данный момент деканом факультета является профессор Михаил Тритос, заведующим богословского отделения — профессор Хризостом Стамулис, а пастырского — Афанасий Карафанасис.

Служба коммуникации ОВЦС

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/04_april/06/IMG_6808.jpg'

IMG_6808.jpg12 апреля 2013 г. по приглашению ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени свв. Кирилла и Мефодия митр. Волоколамского Иларион ОЦАД посетил Глава Представительства Европейского Союза в России Фернандо Мартин Валенсуэла Марсо. Высокого гостя приветствовал проректор аспирантуры прот. Владимир Шмалий.

В актовом зале Общецерковной аспирантуры состоялась встреча студентов магистратуры и аспирантов первого и второго года обучения с господином Валенсуэла Марсо. В своём выступлении европейский дипломат рассказал о структуре институтов Евросоюза, истории и современном состоянии европейской интеграции, перспективах расширения Европейского Союза, а также об отношениях ЕС с Российской Федерацией.

Отвечая на вопросы слушателей, он рассказал о трудностях интеграционного процесса, правилах вступления государств в ЕС и осветил процесс переговоров об облегчении визового режима между Россией и Евросоюзом.

Визит Главы Представительства Евросоюза в Москве был проведён при содействии кафедры внешних церковных связей.

{gallery}stories/news2013/04_april/06{/gallery}

logo-new.png

Уважаемые абитуриенты Общецерковной аспирантуры и докторантуры!

    По благословению Ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополита Волоколамского Илариона с 13 мая по 20 июня 2013 года осуществляется прием документов абитуриентов Общецерковной аспирантуры. Осуществляется набор по кандидатской и докторской программам на кафедры богословия, библеистики, внешних церковных связей, истории, управления и канонического права, церковно-практических наук, церковных искусств и археологии. Набор в Магистратуру осуществляется на два профиля подготовки специалистов: «Христианские источники» и «Внешние церковные связи».

    Вступительные испытания для поступающих в Общецерковную аспирантуру пройдут с 24 по 27 июня сего года:

• 24 июня – экзамен по богословию (письменно) - 11.00;
• 24 июня – экзамен по иностранному языку - 14.00;
• 25 июня – экзамен по богословию (с вопросом по древнему языку) - 11.00;
• 26 июня – по специальности (для абитуриентов кандидатской и докторской программ);
• 26 июня – собеседование с проректором (для абитуриентов кандидатской и докторской программ);
• 26 июня – собеседование с помощником Ректора (для абитуриентов магистерской программы);
• 26 июня – собеседование с Ректором, митрополитом Волоколамским Иларионом.

По результатам вступительных экзаменов и собеседований, Учёный Совет Общецерковной аспирантуры принимает решение о зачислении абитуриентов. Всем абитуриентам необходимо пройти обязательную электронную регистрацию на сайте Аспирантуры и предоставить в Приемную комиссию все необходимые документы:

Электронная регистрация абитуриентов магистерской программы.
Электронная регистрация абитуриентов кандидатской программы.
Электронная регистрация абитуриентов докторской программы.

    Перечень документов для предоставления в приемную комиссию:
1.    Прошение на имя Ректора (с указанием профиля подготовки);
2.    Документ, удостоверяющий личность и гражданство (нотариально заверенную копию);
3.    Диплом с приложением (нотариально заверенная копия) об окончании высшего учебного заведения;
4.    Направление (характеристика) от учебного заведения;
5.    Рекомендация на поступление в ОЦАД от правящего архиерея;
6.    Фотографии 3x4 - 4 шт., 4x6 - 4 шт.;
7.    Медицинскую справку по форме 086-у;
8.    Военный билет (подлинник и копия);
9.    Прошение о необходимости предоставления места в общежитии.

    Часы работы Приемной комиссии: пон - пят с 10:00 - 16:30.

Магистерская программа
Образцы документов размещены на сайте Общецерковной аспирантуры в разделе: «Формы документов».
Телефон: (495) 721-80-32
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Кандидатская и докторская программа
Образцы документов размещены на сайте Общецерковной аспирантуры в разделе: «Формы документов».
Телефон: (495) 721-80-33
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.


Вопросы к вступительным экзаменам:

Вопросы к экзамену по богословию (магистерские и аспирантские экзамены)
Вопросы к вступительному экзамену по специальности "богословие"
Вопросы к экзамену по специальности "библеистика"
Вопросы к вступительному экзамену по специальности по кафедре Церковно-практических наук
Вопросы к вступительному экзамену по специальности по кафедре Внешних церковных связей
Билеты к вступительному экзамену "История и теория христианского искусства"
Программа к вступительному экзамену по специальности "Управление и каноническое право"
Образцы текстов по древним языкам

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/04_april/05/dscn3480.jpg'

dscn3480.jpg10 апреля делегация Общецерковной аспирантуры и докторантуры в составе заведующего кафедрой библеистики М.Г. Селезнева и заведующего кафедрой иностранных языков иеромонаха Иоанна (Гуайты) встретилась с главой Католической Библейской Федерации председателем Папского Совета по делам семьи архиепископом Винченцо Палья. Встреча была посвящена научному сотрудничеству Общецерковной аспирантуры с учреждениями Католической Церкви в области библеистики.

В тот же день М.Г. Селезнев и отец Иоанн встретилась с рядом католических ученых-библеистов, в том числе с ректором Папского Библейского Института священником Хосе Мария Абрего, почетным ректором Папского Библейского Института священником Стифеном Пизано и директором Отделения библейского богословия Папского Грегорианского Университета профессором Бруной Костакурта.

{gallery}stories/news2013/04_april/05{/gallery}

logo-new.png

Международная конференция «Научное осмысление мученичества, исповедничества и массовых репрессий» переносится на сентябрь 2013 г.

Оргкомитет международной конференции «Научно-богословское осмысление мученичества, исповедничества и массовых репрессий» уведомляет приглашенных и заявивших о своем участии, что время проведения мероприятия перенесено с апреля на сентябрь 2013 года. Перенос обусловлен напряженным рабочим графиком ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона, чей доклад будет открывать конференцию.
Точные даты проведения конференции в сентябре будут в ближайшее время объявлены. Все присланные доклады и заявки на участие будут рассмотрены.

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/04_april/uppsala.jpg'

uppsala.jpg

6 апреля 2013 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Иларион встретился с делегацией Уппсальского университета (Швеция). Встреча состоялась в приходском доме храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

В составе делегации университета: вице-ректор Отделения гуманитарных и социальных наук профессор  Маргарета Фальгрен, профессор Свен-Эрик Брот, профессор Карл-Хенрик Гренхольм и сотрудник Центра российских и евразийских исследований профессор Елена Намли. Во встрече приняли участие проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры протоирей Владимир Шмалий и помощник ректора по международному сотрудничеству иеродиакон Иоанн (Копейкин).

Стороны обсудили перспективы научно-исследовательского и образовательного взаимодействия Общецерковной аспирантуры с Отделением гуманитарных и социальных наук Университета.

Накануне встречи с митрополитом Иларионом делегация приняла участие в семинаре "Социальная этика и русская православная традиция",   организованном сектором этики Института философии РАН, Общецерковной аспирантурой и докторантурой и теологическим факультетом Университета Уппсалы.

4 апреля профессор Свен-Эрик Бродд высупил в Аспирантуре с лекцией "Экклезиологическое изучение конкретной церкви в теандрической перспективе".

***

Уппсальский университет — старейший публичный университет Швеции и всей Скандинавии, существующий с 1477 года. С университетом связаны имена таких учёных, как Карл Линней, Андерс Цельсий, Андрес Ангстрем, Адам Афцелиус, Пер Афцелиус, Сванте Аррениус. Университетская библиотека Carolina Rediviva насчитывает около 275 000 томов, не считая мелких книг и брошюр, и 12 000 рукописей, в числе которых Codex argenteus Вульфилы.

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/04_april/04/_maw8339.jpg'

_maw8339.jpg5 апреля 2013 года в Институте теологии Белорусского государственного университета состоялась международная научная конференция «Значение Миланского эдикта в истории европейской цивилизации и актуальные вопросы отношений Церкви и государства в современных условиях».

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого Филарета в конференции принял участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии митрополит Волоколамский Иларион.

 

В составе президиума конференции — митрополит Минский и Слуцкий Филарет, ректор Минской духовной академии и семинарии архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий, ректор Белорусского государственного университета академик С.В. Абламейко, первый проректор Института теологии БГУ епископ Бобруйский и Быховский Серафим, архиепископ-митрополит Минско-Могилевский Тадеуш Кондрусевич (Римско-Католическая Церковь), уполномоченный по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь Л.П. Гуляко.

Перед началом конференции состоялось торжественное расширенное заседание Совета Института теологии. Заседание возглавил Высокопреосвященнейший митрополит Филарет. Члены Совета единогласно постановили присудить степень почетного доктора Института теологии БГУ митрополиту Волоколамскому Илариону «за выдающийся вклад в богословскую науку и образование, укрепление межхристианского и межрелигиозного сотрудничества».

{gallery}stories/news2013/04_april/04{/gallery}

Почетного доктора приветствовали митрополит Минский и Слуцкий Филарет и ректор Университета академик С.В. Абламейко. В приветственном адресе ректор особо отметил, что «Белорусский государственный университет давно знает митрополита Илариона как талантливого богослова и церковного историка, автора монографий, посвященных жизни и учению Отцов Церкви, и трудов по догматическому богословию». Ректор также выразил председателю ОВЦС благодарность от лица преподавателей и студентов «за внимание и духовное покровительство, за наставления о необходимости постоянно помнить о бесценном даре жизни, о величайшем доверии к человеку и его нравственным силам, об идеях толерантности и взаимопонимания, которые по праву являются жизненно необходимыми и спасительными для всех народов».

Конференцию открыл доклад председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона. Предваряя выступление, он сердечно поблагодарил Патриаршего экзарха и почтенное собрание за оказанную честь. Особые слова владыка Иларион обратил к митрополиту Филарету: «Вы возглавили Минскую кафедру 35 лет назад и начинали свое служение в самой атеистической Республике Советского Союза, – сказал владыка, обращаясь к Патриаршему экзарху. – Ныне, благодаря Вашим подвижническим трудам, Православие на белорусской земле возродилось, став мощной духовно-нравственной силой». Митрополит Иларион также отметил, что митрополит Филарет был его предшественником на нескольких ответственных постах – председателя ОВЦС, председателя Богословской комиссии и председателя редколлегии «Богословских трудов».

В тот же день в Епархиальном управлении Высокопреосвященнейший митрополит Филарет дал торжественный обед по случаю приезда председателя ОВЦС. Вечером в Государственном концертном зале Республики Беларусь состоялся концерт духовной музыки, на котором прозвучало произведение митрополита Илариона «Страсти по Матфею» в исполнении пяти хоровых коллективов и Государственного оркестра Республики Беларусь под управлением народного артиста республики А. Анисимова.

Служба коммуникации ОВЦС

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/04_april/ifran.jpg'

ifran.jpg5 апреля 2013 г. в Институте философии РАН состоялся международный семинар "Социальная этика и русская православная традиция".  Мероприятие было совместно организовано сектором этики Института философии Российской академии наук, Общецерковной аспирантурой и докторантурой им. свв. Кирилла и Мефодия и теологическим факультетом Университета Уппсалы (Швеция).

Со стороны Русской Православной Церкви в семинаре приняли участие проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии протоиерей Владимир Шмалий, К.Н. Костюк ("Университетская библиотека"), А.И. Кырлежев (Синодальная библейско-богословская комиссия), А.В. Шишков (СББК), Д.А. Узланер (РАНХиГС).

От Института Философии в семинаре участвовали проф. Р.Г. Апресян, зав. сектором этики ИФ РАН; проф. А.В. Прокофьев, М.А. Корзо.

Университет Уппсалы представляли проф. Е. Намли, проф. С.-Э. Бродд, проф. К.-Х. Гренхольм.

Участники семинара обсудили вопросы формирования социального учения Церкви в свете православной традиции, проблемы разграничения различных подходов в рамках социальной этики как академической дисциплины и их применимость в российском православном контексте, а также ряд вопросов междисципдинарного взаимодействия теологии и социальной этики.

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/04_april/03/img_6727.jpg'
There was a problem loading image 'images/stories/news2013/04_april/uppsala.jpg'

img_6727.jpg4 апреля 2013 г. профессор экклезиологии богословского факультета университета Уппсалы Свен-Эрик Бродд высупил в Общецерковной аспирантуре и докторантуре с лекцией "Экклезиологическое изучение конкретной церкви в теандрической перспективе".

В своей лекции профессор Бродд проанализировал современные исследовательские подходы к изучению церковной реальности, которые включают помимо собственно теологического (экклезиологического) также и социологический, экономический, культурологический, антропологический, этнографический, религиоведческий.

uppsala.jpg

Докладчик, соглашаясь с уместностью и значимостью этих исследовательских практик, подчеркнул значение собственно экклезиологического исследования различных аспектов церковной жизни, включая различные элементы церковной практики, управления и даже хозяйственной деятельности.

При этом по мнению лектора экклезиологический анализ должен строиться в "теандрической перспективе", то есть на основе понимания Церкви как богочеловеческого организма, имеющего не только человеческое, но и божественное (христологическое и пневматологичекое) измерение.

По окончании лекции профессор Бродд ответил на многочисленные вопросы слушателей.

{gallery}stories/news2013/04_april/03{/gallery}

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/04_april/kiev.jpg'

kiev.jpg2-3 апреля 2013 г. в Киеве прошла Всеукраинская научно-практическая конференция «Богословие в Украине: организационный и образовательно-научный контекст». К участию в форуме были приглашены специалисты по богословскому образованию из Украины, России, Белоруссии, Боснии и Герцеговины. Организаторами конференции выступили Министерство образования и науки Республики Украина и Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова.

В работе конференции принял участие проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия, секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии протоиерей Владимир Шмалий. Он выступил с докладом «Теология в российских вузах: позиция Русской Православной Церкви».

С российской стороны в конференции также участвовали М.В. Таланкина (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет) и А.В. Шишков (Синодальная библейско-богословская комиссия).

Участники обсудили вопросы общего развития богословского образования в Украине, России и Белоруссии, проблемы разработки учебно-методического комплекса, а также различные форматы международного сотрудничества.

Научно-образовательная теологическая ассоциация Патриархия - сайт Церковь и время Учебный комитет Богослов.RU