13 ноября 2017 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия под председательством митрополита Волоколамского Илариона состоялось пленарное заседание Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви.
9 ноября 2017 года состоялся семинар кафедры внешних церковных связей и общественных наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия. Семинар проводился для студентов первого курса магистратуры с целью помочь им выбрать темы для магистерских диссертаций и научных руководителей. Преподаватели кафедры выступили с короткими сообщениями о тех научных направлениях, в рамках которых они ведут свою преподавательскую и исследовательской работу, а также предложили возможные темы для диссертаций.
Божественная литургия 12.11.2017
ФОТООТЧЕТ:
{gallery}/171112{/gallery}
2 ноября 2017 года ректор Минской духовной академии, заведующий кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры архимандрит Сергий (Акимов) встретился с исполнительным директором Российского Библейского общества Анатолием Александровичем Руденко. Во встрече также принял участие переводчик и комментатор Библии Лука Витальевич Маневич, ответственный редактор Учебного издания Библии в современном русском переводе.
В ходе встречи исполнительный директор РБО рассказал о деятельности Российского Библейского общества, в том числе в области перевода, издания и распространения Священного Писания. А. А. Руденко и Л. В. Маневич представили Учебное издание Библии в современном русском переводе, поступившее в продажу в конце октября текущего года. В подготовке данного издания принимали участие сотрудники кафедры библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры – Михаил Георгиевич Селезнев, игумен Арсений (Соколов) и М. М. Юровицкая. В дар библиотеке Минской духовной академии были переданы экземпляры этого нового издания.
Архимандрит Сергий (Акимов) рассказал о деятельности кафедры библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры и кафедры библеистики и богословия Минской духовной академии, о подготовке новых учебников по Ветхому Завету для бакалавриата духовных школ, а также о библейском журнале «Скрижали», который издается с 2011 года.
31 октября 2017 года в екатеринбургском Дворце молодежи состоялось торжественное открытие регионального этапа XXVI Международных Рождественских образовательных чтений. Тема проводимого в текущем году национального церковно-государственного форума - «Нравственные ценности и будущее человечества».
Президиум пленарного заседания составили: митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, губернатор Свердловской области Евгений Владимирович Куйвашев, проректор по научной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия профессор Дмитрий Викторович Шмонин. В работе пленарного заседания приняли участие епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий, епископ Каменский и Алапаевский Мефодий, епископ Среднеуральский Евгений, викарий Екатеринбургской епархии.
С приветственными словами к собравшимся обратились митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл и губернатор Свердловской области Е.В.Куйвашев. По окончании приветственных выступлений и церемонии награждения представителей церковных и светских образовательных учреждений, которую провели совместно руководитель региона и глава митрополии, с пленарным докладом «Нравственные ценности в образовании: ресурс теологии» выступил проф. Д.В.Шмонин.
В докладе были затронуты теоретические и практические вопросы изучения религии в школе, научно-методического обеспечения нравственного и патриотического воспитания, открывающиеся перед педагогическим сообществом в контексте развития теологии как отрасли знания, ее возвращения в гуманитарное образовательное и культурное пространство нашей страны.
По окончании пленарного заседания проректор по научной работе Общецерковной аспирантуры выступил перед руководителями органов управления образованием муниципальных образований региона, которая проходила под председательством Министра общего и профессионального образования Свердловской области Ю.И. Биктугановым.
На следующий день состоялось посещение Д.В.Шмониным Уральского государственного горного унниверситета, в ходе которой прошла встреча с исполняющим обязанности ректора университета доктором экономических наук А.В. Душиным. Во встрече приняли участие секретарь благочинный, научно-методического совета ОЦАД иеромонах Афанасий (Микрюков) и заведующий кафедрой теологии УрГГУ кандидат педагогических наук протоиерей Игорь Бачинин.
25 октября 2017 года в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации состоялся научно-практический семинар межвузовского учебно-научного центра «Религия и общество» «Науки о религии: вопросы научно-методического и учебного обеспечения». В мероприятии приняли участие представители Общецерковной аспирантуры им. святых Кирилла и Мефодия и Института государственной службы и управления РАНХиГС.
Целью семинара стало обсуждение вопросов учебно-методического и научного обеспечения научной отрасли «Теология», а также знакомство участников с изданными и готовящимися учебниками по теологическим дисциплинам для бакалавриата, подготовка которых осуществляется на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры под эгидой Высшего церковного совета.
Открывая семинар, с приветственными словами выступили проректор по научной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры, эксперт центра «Религия и общество» Д.В. Шмонин и заместитель директора института государственной службы и управления РАНХиГС Р.Н. Корчагин.
Программу семинара продолжило выступление эксперта центра «Религия и общество» помощника проректора по учебной работе ОЦАД иеродиакона Павла (Черкасова), который представил обзор недавно изданных книг и монографий по теологии и религиоведению, ставших результатом научной деятельности Общецерковной аспирантуры.
В основную часть мероприятия вошли выступления авторов и научных редакторов вышедших и готовящихся учебников для бакалавриата. Прозвучали сообщения научного сотрудника ОЦАД, сотрудника издательского дома «Познание» М.Г. Калинина, ректора Минской духовной академии, заведующего кафедрой библеистики ОЦАД архимандрита Сергия (Акимова), ректора Курской духовной семинарии архимандрита Симеона (Томачинского) и руководителя Референтуры Московской Патриархии, преподавателя Сретенской духовной семинарии протоиерея Олега Корытко.
В завершение семинара участники имели возможность задать вопросы авторам учебников, а также познакомиться с самими изданиями.
25 октября 2017 года в Новоспасском монастыре в рамках курсов повышения квалификации для новопоставленных архиереев Русской Православной Церкви Секретарь Ученого совета ОЦАД, секретарь ОВЦС по межрелигиозным отношениям священник Димитрий Сафонов по благословению митрополита Волоколамского Илариона прочитал лекцию по теме: «Деятельность Межрелигиозного совета России. Ислам в современной России». В своем выступлении священник Димитрий Сафонов рассказал об истории и современных инициативах Церкви в области межрелигиозного диалога на национальном и международном уровнях. Отдельное внимание лектор уделил опыту миротворческого сотрудничества религиозных лидеров, в том числе в контексте урегулирования Карабахского конфликта, рассмотрел различные вопросы, связанные с различными аспектами межрелигиозного диалога, который ведет Русская Церковь. Особое внимание было уделено выступлениям и встречам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, связанными с межрелигиозным диалогом.
Священник Димитрий Сафонов, являющейся исполнительным секретарем Межрелигиозного совета России, рассказал о деятельности этой ведущей межрелигиозной организации страны, в том числе о прошедшем 24 октября 2017 года заседании Совета, на котором было принято заявление «О культуре, свободе творчества и нравственной ответственности». Особое внимание было уделено истории и современному состоянию исламского сообщества в России, их организационным структурам и духовным лидерам. Также лектор затронул проблему распространения экстремизма под религиозными лозунгами и гонений на христиан в странах Ближнего Востока и Северной Африки.
В ходе занятия на экране показывались фотографии, демонстрирующие опыт участия церковных представителей в межрелигиозном диалоге. Священник Димитрий Сафонов привел конкретные статистические и фактические данные о состоянии мусульманских общин применительно к тем епархиям, которые возглавляют приехавшие на курсы Преосвященные. В заключение лектор ответил на вопросы слушателей.
Курсы, прошедшие по благословению Святейшего Патриарха Кирилла с 16 по 25 октября в Москве и Санкт-Петербурге, были посвящены актуальным проблемам епархиального управления, отношениям Церкви с государством, обществом и СМИ. В обучении приняли участие 37 правящих и викарных епископов.
24 октября 2017 года в магазине «Православная книга» на Погодинской улице в Москве состоялась презентация шеститомного труда митрополита Волоколамского Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение».
Организаторами мероприятия выступили Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви и Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия.
На презентации присутствовали: митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, главный редактор Издательства Московской Патриархии епископ Балашихинский Николай, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами протоиерей Сергий Привалов, ректор Минской духовной академии, заведующий кафедрой библеистики ОЦАД архимандрит Сергий (Акимов), декан богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Павел Хондзинский, секретарь Якутской епархии иеромонах Никандр (Горбатюк), ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством иерей Тимофей Чайкин, руководитель информационно-аналитической службы Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
В числе гостей мероприятия были заместитель начальника Военного университета Министерства обороны Российской Федерации по учебной и научной работе генерал-майор Е.Г. Князева, президент торгового дома «Библио-Глобус» Б.С. Есенькин, главный редактор журнала «Вестник Европы» В.А. Ярошенко.
Вел презентацию руководитель Управления по общественным связям и протоколу ОЦАД Мигель Паласио.
Открывая мероприятие, главный редактор Издательства Московской Патриархии епископ Балашихинский Николай отметил: «Сегодняшний вечер для нас исторический. Мы представляем вам полное собрание трудов одного из самых читаемых авторов Церкви – Владыки митрополита Илариона. Его книги давно и заслуженно не просто пользуются успехом, но являются поводом для многих размышлений и, может быть, стимулом для трудов других богословов. Поэтому и наша сегодняшняя презентация – это приглашение к разговору. Она является продолжением серии презентаций отдельных томов серии. Сегодня мы представляем шеститомный труд «Иисус Христос. Жизнь и учение», и это для нас, наверное, самое главное событие года».
В начале своего выступления митрополит Иларион сказал: «Я очень рад возможности посетить это место, которое связано для меня с воспоминаниями о владыке митрополите Питириме. Он долгое время возглавлял Издательский отдел Московского Патриархата, именно с ним связан переезд и Издательского отдела (ныне Издательского совета), и Издательства Московской Патриархии сюда, на Погодинскую улицу. В школьные годы я был иподиаконом Владыки Питирима, а храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке, где он служил, был местом, где я делал первые шаги в качестве будущего служителя Церкви. Воспоминания юности особенно дороги для каждого, поэтому я не без трепета сегодня пришел в это место, связанное для меня с дорогими сердцу воспоминаниями. Когда владыка Питирим решил поднять уровень литературной грамотности своих сотрудников, он пригласил мою маму, члена Союза писателей, профессионального писателя, чтобы она занималась с сотрудниками Издательского отдела. Некоторые из них сегодня являются архиереями, кто-то уже перешел в мир иной. Занятия проходили именно здесь».
Владыка поздравил епископа Балашихинского Николая с назначением на пост руководителя Издательства Московской Патриархии и главного редактора «Журнала Московской Патриархии», пожелал ему помощи Божией и выразил надежду на доброе соработничество в журнале, председателем редакционного совета которого является митрополит Иларион.
Далее Владыка рассказал о том, как начал работать над книгами об Иисуса Христе: «История шеститомной серии, которую я сегодня представляю вашему вниманию, началась несколько лет назад на одном из заседаний Высшего Церковного Совета, на котором Святейший Патриарх Кирилл предложил создать корпус учебных пособий для духовных школ. Выполняя полученное поручение, рабочая группа во главе со мной изучила имеющийся учебный материал по каждому из предметов, и мы пришли к выводу, что практически ни по одной дисциплине из тех, что преподаются сегодня на бакалавриате духовных школ, у нас нет современных учебных пособий. И тогда мне было поручено начать формирование рабочих групп по подготовке учебных пособий по разным дисциплинам. Сейчас в общей сложности у нас ведется подготовка около двадцати учебных пособий; четыре уже вышло, еще четыре на подходе. Идет большая работа над учебными пособиями по самым разным направлениям: это и Священное Писание Нового Завета, и Священное Писание Ветхого Завета, и Литургика, и Гомилетика, и Сравнительное богословие, и Пастырское богословие, и целый ряд других дисциплин.
Когда перед нами встала задача подготовить учебник по Новому Завету, я проконсультировался с группой наших специалистов, которые предложили мне план учебника. Увидев этот план, я понял, что имеется в виду предоставить студентам духовных школ сведения об основных научных теориях, связанных со Священным Писанием Нового Завета, но в этом проекте не предполагалось изучение самого текста Евангелия. А для меня как священнослужителя именно евангельский текст имеет первостепенное значение, и я вижу весь смысл преподавания в духовной школе предмета “Новый Завет” в том, чтобы научить студента самостоятельно читать Священное Писание Нового Завета, разбираться в евангельском тексте, знать, какие существуют разночтения и разногласия между четырьмя евангелистами. Нужно, чтобы текст Священного Писания был не чем-то, с чем будущий священнослужитель сталкивается эпизодически или только в литургическом контексте, – необходимо, чтобы наши священнослужители очень хорошо знали текст Священного Писания.
Я принялся писать учебное пособие и скоро понял, что вот так, “с лёту”, создать учебник мне не удастся. Поэтому я просто начал исследовать евангельский текст и писать к нему комментарии. Именно из этого родилась представляемая сегодня шеститомная серия “Иисус Христос. Жизнь и учение”. Сейчас на основе этого издания создается учебник для духовных школ».
Начиная работы над книгой, автор ставил перед собой вопросы, которые очевидны для верующих, но отнюдь не являются такими для многих других людей: существовал ли Иисус Христос в действительности или это литературный персонаж, кто такой Иисус Христос, был ли Он просто человеком или Богом. «Вся евангельская история имеет смысл только в том случае, если мы признаем: Иисус Христос был полноценным человеком со всеми присущими человеку свойствами, но одновременно Он был Богом. Это два ключа, при помощи которых открывается Евангелие. Если воспринимать Иисуса Христа просто как воплотившегося Бога и думать, что Он не был реальным человеком, как учили, например, во II веке еретики-докеты, то мы упускаем то, о чем евангелисты говорят совершенно прямо и очень откровенно. Они показывают Иисуса Христа реальным земным человеком», – подчеркнул митрополит Иларион.
Владыка обратил внимание на разные попытки раскрыть тайну Богочеловека Христа, предпринимавшийся в течение истории: «Возникали ереси, которые умаляли ту или другую сторону Его Богочеловечества. Еретики-монофизиты говорили, будто в Иисусе Христе человеческое естество было поглощено Его Божественной природой. Были те, которые говорили, что у Него было человеческое тело, а душа и ум – Божественные. Но на это ответили Святые Отцы Церкви: то, что не воспринято, то не исцелено. Если бы только тело у Иисуса было человеческое, то через вочеловечение не была бы обóжена Его душа».
Ректор Общецерковной аспирантуры раскрыл содержание каждого из шести томов своего труда «Иисус Христос. Жизнь и учение»: «В первом томе я говорю о Евангелиях как источниках, а также о первых главах четырех Евангелий, то есть о рождении Иисуса Христа, о Его детстве, выходе на проповедь, о Его взаимоотношениях с Иоанном Крестителем, об искушении в пустыне, о том, как Спаситель призвал Своих первых учеников. В завершение этого тома я пытаюсь набросать некий психологический портрет Иисуса Христа, то есть обратить внимание на те человеческие черты Его личности, которые отражены в Евангелиях.
Вся вторая книга – это Нагорная проповедь Иисуса Христа, которая содержит квинтэссенцию Его нравственного учения. Через призму Нагорной проповеди я пытаюсь рассмотреть в целом нравственное учение Спасителя. В этой книге более, чем в других томах, привлекаются дополнительные источники – толкования Святых Отцов, а также произведения русских религиозных философов, помогающие нам осмыслить некоторые аспекты христианской этики, вызывающие наиболее горячие споры, например, учение Христа о непротивлении злу силой.
Третий том серии посвящен чудесам Спасителя, и здесь я говорю о том, что такое чудо, как люди относятся к чуду, какие чудеса зафиксированы в Ветхом Завете, какие чудеса совершал Иисус Христос, чем отличаются физические болезни от болезней духовных, а также о том, что такое беснование и чем оно отличается от психических болезней. Отдельно говорится о чудесах, связанных с природой. Речь также идет о трех воскрешениях, о которых рассказывается в Евангелиях. Особо рассматривается чудо Преображения Господа Иисуса Христа.
Вся четвертая книга посвящена притчам Спасителя. Здесь я, прежде всего, ставлю вопрос о том, почему Иисус Христос избрал такой необычный способ донесения Своего послания до людей, и рассматриваю существующие на эту тему теории. А теорий, как минимум, две. Одна из них предполагает, что Он говорил притчами, дабы людям было легче понимать Его учение, другая – что Он произносил притчи с целью затруднить понимание. В защиту и той, и другой теории есть веские аргументы.
Затем я обращаю внимание на то, что Иисус Христос был единственным в истории Учителем, Который столь последовательно применял жанр притчи. И надо сказать, что в христианской традиции никто после Него не дерзал обращаться к этому жанру. Посмотрите все многообразие христианской литературы за прошедшие двадцать столетий, и вы практически не найдете попыток подражать Иисусу Христу в этом уникальном для Него способе донесения Своего учения до людей.
Пятая книга серии посвящена тому материалу из Евангелия от Иоанна, который не имеет параллелей в других Евангелиях. Надо сказать, что действие в трех синоптических Евангелиях вплоть до того, как Иисус вошел в Иерусалим, разворачивается исключительно в Галилее. Единственный из трех, кто упоминает о посещении Самарии, это Лука. Но только евангелист Иоанн рассказывает о том, что Иисус посещал Иерусалим на праздники, причем Он всегда приходил туда на Пасху, как это делали и другие иудеи Его времени. И только в повествовании евангелиста Иоанна рассказывается, что происходило в Иерусалиме, когда там появлялся Иисус. Этому материалу, практически не имеющему параллелей в других Евангелиях, я посвятил пятый том.
Наконец, шестой том, который, на мой взгляд, является главным в этой серии, потому что именно ради истории страстей Христовых, смерти и воскресения Спасителя написаны все четыре Евангелия. Каждое Евангелие по-своему подводит к этой истории, но именно в ней евангелисты видели сердцевину того, что последующие богословы назвали искупительным подвигом Господа Спасителя. В этой книге я говорю о том, почему история Иисуса Христа имеет такое значение для человечества».
В заключение архипастырь сказал: «Я думаю, очень важно, чтобы мы, православные христиане, и особенно священнослужители, хорошо знали евангельский текст. Он сам по себе содержит все необходимое, чтобы понять то, что понял апостол Фома, воскликнувший “Господь мой и Бог мой!” (Ин. 20. 28), когда явился воскресший Иисус и показал ему раны на Своем теле. Это самый первый и самый короткий христианский Символ веры, в котором Иисус Христос исповедуется как Господь и Бог. Именно ради того, чтобы мы осознали, что Иисус Христос – это Господь и Бог, было написано Евангелие от Иоанна и, в конечном итоге, все Евангелия. Для человека, который приходит к этому осознанию, не только раскрывается смысл всей евангельской истории, но и по-новому осмысливается смысл его собственной жизни».
Затем своими впечатлениями от прочтения шеститомника «Иисус Христос. Жизнь и учение» поделились гости презентации. Митрополит Саранский и Мордовский Зиновий подчеркнул: «Этот труд раскрывает глубинные смыслы, которые принес Сам Иисус в этот мир, призывая все человечество вернуть свое утраченное сыновство и измениться, победить грех, победить вместе с грехом смерть. Каждое мгновение земной жизни Иисуса Христа в этих книгах бережно осмыслено, исследованы все возможные источники, которые раскрывают историческую составляющую жизни личности Иисуса Христа».
Ректор Минской духовной академии, заведующий кафедрой библеистики ОЦАД архимандрит Сергий (Акимов) в своем выступлении отметил: «Когда берешь в руки это издание, открываешь его, начинаешь его читать, потом закрываешь его, занимаешься какими-то своими делами, ты понимаешь, что руки опять тянутся к этой книге. Тебе хочется опять ее взять, продолжить чтение, а порой не только продолжить, а вернуться к тому, что уже прочитал. Это говорит о том, что книга попадает в цель, что это живое слово о Слове жизни. Она дает и уму, и сердцу человека ту пищу, в которой они нуждаются. Пищу, в которой нуждается душа».
О глубине книги «Иисус Христос. Жизнь и учение» сказал также президент торгового дома «Библио-Глобус» Б.С. Есенькин. «Мы обрели то, что нужно для всех нас и для будущих поколений», – отметил глава одного из самых крупных книжных магазинов Москвы.
24 октября 2017 года в магазине «Православная книга» на Погодинской улице в Москве состоялась презентация шеститомного труда митрополита Волоколамского Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение». Ниже приводится полный текст выступления автора.
Я очень рад возможности посетить это место, которое связано для меня с воспоминаниями о владыке митрополите Питириме. Он долгое время возглавлял Издательский отдел Московского Патриархата, именно с ним связан переезд и Издательского отдела (ныне Издательского совета), и Издательства Московской Патриархии сюда, на Погодинскую улицу. В школьные годы я был иподиаконом владыки Питирима, а храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке, где он служил, был местом, где я делал первые шаги в качестве будущего служителя Церкви. Когда владыка Питирим решил поднять уровень литературной грамотности своих сотрудников, он пригласил мою маму, члена Союза писателей, профессионального писателя, чтобы она занималась с сотрудниками Издательского отдела (некоторые из них сегодня являются архиереями, а кто-то уже перешел в мир иной). Занятия проходили именно здесь.
История шеститомной серии, которую я сегодня представляю вашему вниманию, началась несколько лет назад на одном из заседаний Высшего Церковного Совета, на котором Святейший Патриарх Кирилл предложил создать корпус учебных пособий для духовных школ. Выполняя полученное поручение, рабочая группа во главе со мной изучила имеющийся учебный материал по каждому из предметов, и мы пришли к выводу, что практически ни по одной дисциплине из тех, что преподаются сегодня на бакалавриате духовных школ, у нас нет современных учебных пособий. И тогда мне было поручено начать формирование рабочих групп по подготовке учебных пособий по разным дисциплинам.
Сейчас в общей сложности у нас ведется подготовка около двадцати учебных пособий; четыре уже вышло, еще четыре на подходе. Идет большая работа над учебными пособиями по самым разным направлениям: это и Священное Писание Нового Завета, и Священное Писание Ветхого Завета, и Литургика, и Гомилетика, и Сравнительное богословие, и Пастырское богословие, и целый ряд других дисциплин. Когда перед нами встала задача подготовить учебник по Новому Завету, я проконсультировался с группой наших специалистов, которые предложили мне план учебника. Увидев этот план, я понял, что имеется в виду предоставить студентам духовных школ сведения об основных научных теориях, связанных со Священным Писанием Нового Завета, но в этом проекте не предполагалось изучение самого текста Евангелия. А для меня как священнослужителя именно евангельский текст имеет первостепенное значение, и я вижу весь смысл преподавания в духовной школе предмета «Новый Завет» в том, чтобы научить студента самостоятельно читать Священное Писание Нового Завета, разбираться в евангельском тексте, знать, какие существуют разночтения и разногласия между четырьмя евангелистами. Нужно, чтобы текст Священного Писания был не чем-то, с чем будущий священнослужитель сталкивается эпизодически или только в литургическом контексте, – необходимо, чтобы наши священнослужители очень хорошо знали текст Священного Писания.
Я принялся писать учебное пособие и скоро понял, что вот так, «с лёту», создать учебник мне не удастся. Поэтому я просто начал исследовать евангельский текст и писать к нему комментарии. Именно из этого родилась представляемая сегодня шеститомная серия «Иисус Христос. Жизнь и учение». Сейчас на основе этого издания создается учебник для духовных школ.
Приступая к написанию книги, я, прежде всего, решил поставить те вопросы, ответы на которые для нас, верующих людей, очевидны: например, существовал ли Иисус Христос в действительности или это литературный персонаж, кто такой Иисус Христос, был ли Он просто человеком или Богом. Очевидные для нас ответы на эти вопросы для многих других людей вовсе не очевидны.
Я вспоминаю время, когда евангельский текст в Советском Союзе был фактически под запретом: не было ни этого магазина, ни других магазинов, где можно было бы приобрести религиозную литературу, и очень многие тогда узнавали о Евангелии, об Иисусе Христе через книгу М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Книга начинается с того, что два литератора сидят на московском бульваре и рассуждают об Иисусе Христе. Один из них говорит, что ему заказали написать поэму о Христе, а другой заявляет, мол, ты должен там написать, что такого человека на самом деле не было, это всего лишь литературный персонаж, который создан на основе египетских мифов об Осирисе. Дальше этот литератор рассуждает о Филоне Александрийском и Иосифе Флавии, и автор книги «Мастер и Маргарита» обнаруживает совсем не поверхностные познания в антирелигиозной литературе, которая существовала и активно распространялась в его время.
Я и начинаю с этого вопроса: существовал ли Иисус? Что мы знаем о Нем? Какие у нас имеются свидетельства, каково качество этих свидетельств? Рассказываю о том, что такое Евангелие, и почему этот источник заслуживает доверия.
Затем в своей книге я говорю о том, что вся евангельская история имеет смысл только в том случае, если мы признаём: Иисус Христос был полноценным человеком со всеми присущими человеку свойствами, но одновременно Он был Богом. Это два ключа, при помощи которых «открывается» Евангелие. Если воспринимать Иисуса Христа просто как воплотившегося Бога и думать, что Он не был реальным человеком, как учили, например, во II веке еретики докеты, то мы упускаем то, о чем евангелисты говорят совершенно прямо и очень откровенно. Они показывают Иисуса Христа реальным земным человеком.
Например, в евангельском повествовании можно увидеть рассказ о том, как Он спал на корме лодки, и когда началась буря, ученики с трудом смогли разбудить своего Учителя. И некоторые древние толкователи говорили о том, что Иисус Христос спал для того, чтобы научить Своих учеников мужеству. Но я, исследуя евангельский текст, размышлял о том, чем Иисус занимался в тот самый день. В 14-й главе Евангелия от Матфея рассказывается, как в течение всего дня ко Христу приходили люди, как Он исцелял их, поучал – и все это продолжалось до позднего вечера. Потом, уже глубокой ночью, Спаситель с учениками переправляются на другой берег. Так что Он спал не из каких-то педагогических соображений, а потому что устал, ибо у Него был тяжелый день. И спал так крепко, что ученикам насилу удалось Его разбудить.
Если мы внимательно вчитаемся в евангельские строки, то без всяких дополнительных свидетельств увидим, что Иисус Христос был человеком, Который умел радоваться и плакать, Который уставал, хотел есть и пить, мог с гневом посмотреть на человека, а к кому-то проявить особенную любовь. Как Бог Воплотившийся Он любил всех людей, но как человек Он еще по-человечески любил тех людей, которые были Ему близки, были Его друзьями. Вспомним рассказ из Евангелия от Марка о том, как к Спасителю пришел богатый юноша, спросивший, что ему делать, чтобы наследовать жизнь вечную. В Евангелии указывается: услышав слова пришедшего о том, что от юности своей он хранил заповеди, Христос полюбил его (Мк. 10. 21). А в Евангелии от Иоанна говорится о Лазаре, которого любил Иисус и который был Его другом.
С другой стороны, мы видим на страницах Евангелия от Иоанна эпизоды, из которых становится понятно, что между Иисусом и Его противниками происходили очень горячие споры. В этих спорах Он иногда говорил очень резкие вещи. Например, когда спорившие с Ним говорили, мол, наш отец Авраам, Спаситель им отвечал: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин. 8. 44). Его обличения фарисеев в Евангелии от Матфея тоже были резкими и нелицеприятными.
Все четыре Евангелия раскрывают перед нами образ Иисуса Христа как реального живого человека. И это для нас очень важно, потому что когда мы рассматриваем евангельскую историю, понимая, что это был полноценный человек, способный страдать так же, как страдают люди, для нас открываются многие детали евангельской истории. Например, когда к Пилату приходят и докладывают о смерти Иисуса на Кресте, евангелист уточняет: «Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?» (Мф. 15. 44). У нас может создаться впечатление, что Господь Иисус Христос недолго провисел на Кресте потому что, может быть, Бог Отец к Нему так снизошел, и Он меньше страдал, чем люди, распятые рядом с Ним. Но давайте посмотрим на исторический контекст того, что происходило: из исторических источников мы можем узнать, как совершалась казнь через распятие, какое ей предшествовало бичевание. В завершающем шестом томе своей книги я рассказываю очень подробно об истязаниях, которые пришлось перенести Спасителю перед казнью. Осознав все это, мы поймем, почему Иисус Христос недолго провисел на Кресте. Он столь сильно был истощен тем, что предшествовало: и бессонной ночью, и изнурительными допросами, и жесточайшим бичеванием, которому Его подвергли, что мог умереть и до того, как взошел на Крест. Вспомним, что уже по пути на Голгофу Он не в состоянии был нести Свой крест.
Евангелие удивительным образом показывает нам этого Человека, Который одновременно был Богом. И в каждом Его действии, в каждом Его слове мы можем распознать и Человека, и Бога.
Было очень много попыток в течение истории раскрыть тайну Богочеловека Христа. Возникали ереси, которые умаляли ту или другую сторону Его Богочеловечества. Еретики-монофизиты говорили, будто в Иисусе Христе человеческое естество было поглощено Его Божественной природой. Были те, которые говорили, что у Него было человеческое тело, а душа и ум – Божественные, и тот Божественный Логос, о Котором говорит Иоанн в своем Евангелии, есть ум Христа, а тело у Него было человеческое. Но на это ответили Святые Отцы: «то, что не воспринято, то не исцелено». Если бы только тело у Иисуса было человеческое, то через вочеловечение не была бы обóжена душа человека, его ум.
Этих вопросов я касаюсь в книге, но не они составляют основное ее содержание. Главное в книге – евангельская история, то есть история земной жизни Иисуса Христа. Последовательно, шаг за шагом, я провожу читателя по страницам Евангелия. Причем, если та или иная история встречается не в одном, а в двух или более Евангелиях, то я всегда привожу сравнение и показываю, в чем разница между рассказами одного и другого евангелиста, пытаюсь объяснить эту разницу. Если между повествованиями евангелистов возникают противоречия, я пытаюсь их объяснить.
Конечно, в своей книге я ничего нового не изобретаю. Я основываюсь на толкованиях святых отцов, в особенности святителя Иоанна Златоуста, но также и на современной научной литературе, к которой подхожу критически, потому что в этой литературе есть кое-что полезное, но также имеется немало домыслов разного рода, которые не только не помогают нам понять евангельский текст, но, наоборот, крайне затрудняют чтение Евангелия. Достаточно сказать, что на протяжении более столетия – по крайней мере, с третьей четверти XIX века и вплоть до конца XX столетия – основные усилия ученых были направлены на то, чтобы деконструировать евангельский текст и выделить в нем то, что, с их точки зрения, представляет собой аутентичное зерно, отделив его от того, что, по мнению тех же авторов, представляет собой дальнейшие церковные напластования.
Вся эта гигантская работа, весь этот сизифов труд были направлен на то, чтобы показать, будто существовал некий исторический персонаж Иисус Христос, который что-то делал и говорил, но каждый из евангелистов приукрасил эту историю в собственных пастырских и миссионерских целях, вложив в уста Иисуса те или иные изречения.
Таким способом, например, изучались евангельские блаженства. Как мы знаем, в Евангелиях блаженства существуют в двух вариантах – в версиях Луки и Матфея. Причем у Луки написано, что Иисус Христос встал на равнине и начал произносить проповедь, и приводится достаточно короткая речь. А у Матфея Иисус взошел на гору, сел, вокруг него сели ученики и народ, и Он произнес достаточно длинную проповедь. В Евангелии от Луки приводятся всего четыре блаженства, и они короче, чем в Евангелии от Матфея. И вот ученые говорят, что четыре блаженства – это, видимо, то, что Иисус действительно произнес, а блаженства версии Матфея – то, как этот евангелист их развил, дополнил для большего пастырского и миссионерского эффекта.
Но если подходить с такими мерками к евангельскому тексту, то подрывается доверие к нему, потому что это значит, что евангелисты по своему разумению влагали в уста Иисуса то, что они считали нужным для своих прихожан. Мы не можем так подходить к тексту Евангелия. Тому, кто исходит в своих исследованиях из презумпции недоверия к евангельскому тексту, мне кажется, лучше вообще его не касаться, о нем не говорить и не писать. На мой взгляд, четыре евангелиста – это четыре достоверных свидетеля, каждый из которых рассказал либо то, что видел своими глазами, либо то, что услышал от «очевидцев и служителей Слова» (Лк. 1. 2). И ценность этих свидетельств заключается именно в том, что это свидетельства очевидцев.
В свое время в атеистической литературе, да и сейчас в так называемой научной критике много говорилось о разногласиях между евангелистами. Вот, допустим, у Матфея два бесноватых встречают Иисуса, а у Марка и Луки – один. В повествовании Марка и Луки о входе Господнем в Иерусалим Иисус садится на осленка, а в Евангелии от Матфея присутствуют осленок и ослица. И так далее. Если бы Церковь захотела создать единый канонический текст, в котором не было бы этих так называемых противоречий, она очень легко могла бы это сделать. Но почему-то она с самого начала не только не предпринимала таких действий, но и отвергла, например, известный «Диатессарон» Татиана, который был создан именно как попытка из четырех Евангелий слепить одно. Церковь отвергла это произведение, потому что считала важным сохранить четыре свидетельства в том виде, в каком они были с самого начала зафиксированы на бумаге, точнее, на папирусе. Она сохранила эти свидетельства, пронеся их через века, и представляет их нам сегодня как главный и единственный достоверный источник того, что мы узнаем об Иисусе Христе.
Вот почему евангельский текст для нас имеет абсолютную ценность. Вот почему для того, чтобы восстановить земную биографию Иисуса Христа, мы должны пользоваться именно этим источником, привлекая при необходимости дополнительный материал, который может нам помочь прояснить исторический контекст того, что происходило, пролить свет на некоторые обстоятельства евангельской истории. Однако этот материал не может нам дать каких-то дополнительных сведений о самой личности Иисуса Христа, Его земной жизни или Его учении.
В первом томе своей книги я также говорю о том, почему не следует использовать так называемые апокрифические евангелия в качестве дополнительного источника сведений об Иисусе Христе. Те четыре Евангелия, которые Церковью одобрены, являются достоверным источником, а апокрифы появлялись в позднейшее время и представляли собой, как правило, сектантскую (например, гностическую) переработку канонического текста.
В своем исследовании я решил идти не по хронологической последовательности событий, как они описываются в Евангелиях, а разделить весь евангельский материал на несколько крупных тематических блоков. Получилось шесть таких блоков, каждому из которых соответствует один том.
В первом томе я говорю о Евангелиях как источниках, а также о первых главах четырех Евангелий, то есть о рождении Иисуса Христа, о Его детстве, выходе на проповедь, о Его взаимоотношениях с Иоанном Крестителем, об искушении в пустыне, о том, как Спаситель призвал Своих первых учеников. В завершение этого тома я пытаюсь набросать психологический портрет Иисуса Христа, то есть обратить внимание на те человеческие черты Его личности, которые отражены в Евангелиях.
Вся вторая книга посвящена Нагорной проповеди Иисуса Христа, которая содержит квинтэссенцию Его нравственного учения. Через призму Нагорной проповеди я пытаюсь рассмотреть в целом нравственное учение Спасителя. В этой книге более, чем в других томах, привлекаются дополнительные источники – толкования Святых Отцов, а также произведения русских религиозных философов, помогающие нам осмыслить некоторые аспекты христианской этики, вызывающие наиболее горячие споры, например, учение Христа о непротивлении злу силой.
Третий том серии посвящен чудесам Спасителя, и здесь я говорю о том, что такое чудо, как люди относятся к чуду, какие чудеса зафиксированы в Ветхом Завете, какие чудеса совершал Иисус Христос, чем отличаются физические болезни от болезней духовных, а также о том, что такое беснование и чем оно отличается от психических болезней. Отдельно говорится о чудесах, связанных с природой. Конечно, речь также идет о трех воскрешениях, о которых рассказывается в Евангелиях. Особо в этом томе я рассматриваю чудо Преображения Господа Иисуса Христа.
Вся четвертая книга посвящена притчам Спасителя. Здесь я, прежде всего, ставлю вопрос о том, почему Иисус Христос избрал такой необычный способ донесения Своей вести до людей, и рассматриваю существующие на эту тему теории. А теорий, как минимум, две. Одна из них предполагает, что Он говорил притчами, дабы людям было легче понимать Его учение, другая же – что Он произносил притчи с целью затруднить понимание. В защиту и той, и другой теории есть веские аргументы.
Затем я обращаю внимание на то, что Иисус Христос был единственным в истории Учителем, Который столь последовательно применял жанр притчи. И надо сказать, что в христианской традиции никто после Него не дерзал обращаться к этому жанру. Посмотрите на все многообразие христианской литературы за прошедшие двадцать столетий, и вы практически не найдете попыток подражать Иисусу Христу в этом уникальном для Него способе донесения Своего учения до людей.
Я рассматриваю жанр притч, говорю, какие у него есть особенности, сравниваю его с поэзией, со сказкой, с басней. И затем последовательно рассматриваю одну за другой все притчи Иисуса Христа, которые сохранились в трех синоптических Евангелиях – от Матфея, от Марка и от Луки.
При этом я обращаю внимание не только на содержание каждой притчи в отдельности, но и на то, как Иисус Христос последовательно развивал Свое учение через притчи. Если обратиться к тем из них, которые Спаситель произносил на начальном этапе Своего служения (например, из 13-й главы Евангелия от Матфея, где приводятся семь притч подряд, причем четыре произнесены из лодки), мы увидим, что тональность этих притч очень светлая, в них используются позитивные образы: там говорится о сеятеле, который выходит и щедро разбрасывает семена; о рыбаках, которые вытащили сеть, полную рыб, и сортируют улов, сидя на берегу; о выросшем из горчичного зерна дереве, в тени которого укрывается множество птиц; о хозяйке, которая замесила муку, и у нее вскисло тесто. То есть мы видим, с одной стороны, бытовые образы, с другой стороны, все эти образы пронизаны позитивным, радостным чувством. Там же Спаситель говорит о купце, который нашел на поле жемчужину и «от радости» продал все, что имел, и купил это поле, чтобы приобрести вместе с полем и жемчужину.
Если мы посмотрим на притчи, которые Спаситель произносил по пути в Иерусалим, а это в основном притчи из Евангелия от Луки, то тональность в них начинает постепенно меняться.
Что же касается притч, произнесенных Христом в последние дни Его жизни, то именно там тональность становится наиболее сумрачной. В этих притчах звучат предупреждения о том, что каждый человек должен будет дать ответ перед Богом за то, что Бог ему вверил, о Страшном суде, о втором пришествии Спасителя.
Тональность притч меняется по мере того, как меняется тональность самой евангельской истории. Ведь эта история начинается очень радостно – с Благовещения, с рассказа о Рождестве Христовом: в этих рассказах доминирует тема радости, изумления от того, что в мир пришел Спаситель. Но по мере того, как земная история Иисуса Христа приближается к своей развязке, мы видим, как все больше и больше сгущаются тучи над Спасителем. Удивительным образом то, что мы читаем в притчах, развивается как бы параллельно тому, что мы читаем в истории земной жизни Господа и Спасителя Иисуса Христа.
Пятая книга серии посвящена тому материалу из Евангелия от Иоанна, который не имеет параллелей в других Евангелиях. Надо сказать, что действие в трех синоптических Евангелиях вплоть до того, как Иисус вошел в Иерусалим, разворачивается исключительно в Галилее. Единственный из трех, кто упоминает о посещении Самарии, – это Лука. Но только евангелист Иоанн рассказывает о том, что Иисус посещал Иерусалим на праздники, как это делали и другие иудеи Его времени; только в повествовании Иоанна рассказывается, что происходило в Иерусалиме, когда там появлялся Иисус; только Иоанн приводит длинную беседу Иисуса с самарянкой. Этому материалу, не имеющему параллелей в других Евангелиях, я посвятил пятый том.
Наконец, шестой том: он является главным в этой серии, потому что именно ради истории страстей Христовых, смерти и воскресения Спасителя написаны все четыре Евангелия. Каждое Евангелие по-своему подводит к этой истории, но именно в ней евангелисты видели сердцевину того, что последующие богословы назвали искупительным подвигом Господа Спасителя. В этой книге я говорю о том, почему история Иисуса Христа имеет такое значение для человечества.
Я начинал свою шеститомную серию с того, что сказал об одной простой вещи, о которой люди мало задумываются: что Иисус Христос был самым знаменитым человеком за всю историю. Назовите мне любого человека, о котором было бы написано и сказано больше, чем об Иисусе Христе, кого запечатлели бы на большем количестве живописных изображений. Чем же объясняется колоссальное влияние, которое Он оказал на человечество?
Если взять каждый элемент евангельской истории по отдельности, то мы можем увидеть много параллелей. Например, Спаситель говорил мудрые вещи, но ведь Он был не единственный, кто говорил мудро, – в разные века жили и замечательные философы, и богословы, и учители нравственности. Да и в пророческих книгах Ветхого Завета немало сказано пророками и от своего лица, и от лица Бога. Что же касается темы чудес и исцелений, то нужно отметить, что, наверное, ни один человек в истории не совершил столько чудес, но все-таки чудотворцы бывали и до Христа, и после Него. Иисус Христос воскресил трех человек, но, например, пророк Илия воскресил одного человека, а Елисей тоже воскресил одного. То есть сказать, что этот аспект деятельности Иисуса был беспрецедентным, мы не можем.
Иисус Христос был несправедливо осужден, но разве это единственный человек в истории, осужденный без вины? Он был распят на Кресте. А разве не были подвергнуты казни через распятие шесть тысяч участников восстания Спартака, так что эти кресты стояли один за другим на протяжении нескольких километров Аппиевой дороги? Но почему ни один из этих крестов не оказал хоть сколько-нибудь подобного влияния на историю человечества? Почему мы видим сейчас один крест с изображением одного распятого на нем Человека и в храмах, и в иконостасах, и в домах христиан, и на груди у священников? Почему каждый из нас носит нательный крест с изображением именно этого Человека? Значит, было что-то совершенно особенное в Его истории.
И тут я возвращаюсь к тому, с чего начал. Особенным было то, что Иисус Христос был воплотившимся Богом. И если кто-либо не признает этого, тогда вся евангельская история теряет для него свою уникальность, тогда это просто одна из многих человеческих историй. Так, например, у Льва Толстого, который потерял веру в Христа как Бога и Спасителя, Иисус становится в один ряд со другими учителями нравственности – Магометом, Буддой, Конфуцием.
Но для нас-то Иисус не стоит в этом ряду, и Он Сам никогда не ставил Себя в один ряд с какими-нибудь другими учителями нравственности. Он говорил о Себе (особенно мы это узнаём из Евангелия от Иоанна) как о единородном Сыне Божием, о Том, Кого Бог послал в этот мир и Кто является единым с Отцом. Христос сказал: «Я и Отец – одно» (Ин. 10. 30). Ни один ветхозаветный пророк никогда такого не говорил.
Для того, чтобы в полной мере понять и осознать весь смысл евангельской истории, мы должны верить в то, что Иисус Христос был Богом и Спасителем. Эта вера находит свое подтверждение в рассказе о воскресении Христа. Неслучайно апостол Павел писал ранним христианам: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15. 14). Почему он так говорил? Потому что именно факт воскресения Христова подтверждает, что Иисус Христос был Богом. Если Христос не воскрес, это значит, что Он был обычным человеком. Неслучайно ведь Лев Толстой и в воскресение Христово не верил: если Иисус – обычный человек, Он не мог воскреснуть. Также и другие рационалисты того времени говорили, что чудес не мог Спаситель совершать, да и вообще чуда не бывает, потому что, по их словам, чудо означает нарушение Богом созданных законов, а если Бог нарушает эти законы, то либо законы плохие и что-то не в порядке в том, что Он создал, либо непонятно, зачем чудо происходит.
К евангельскому повествованию невозможно подходить с такими рациональными мерками. Евангелие невозможно уложить в «религию в пределах только разума», которую пытались создать рационалисты XIX – XX века. Такие же попытки предпринимают в наше время некоторые авторы, рассказывающие об Иисусе как об обычном человеке. На Западе существует довольно много такой литературы, а переводы таких авторов, как Доминик Кроссан, Маркус Борг и целого ряда других появляются и у нас, их книги стоят на полках светских книжных магазинов наряду с религиозной литературой. Люди, которые плохо разбираются в религиозной литературе, покупают эти книги, начинают читать и с изумлением «узнают», что, оказывается, наука-то давно уже доказала, что Иисус Христос не был Богом, что все чудеса Ему приписали, а на самом деле их не было, и воскресения из мертвых тоже не было.
Возвращаясь к тому, что явилось первоначальным посылом для написания этих книг, хотел бы сказать: очень важно, чтобы мы, православные христиане, и особенно священнослужители, хорошо знали евангельский текст. Он сам по себе содержит все необходимое, чтобы понять то, что понял апостол Фома, воскликнувший: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20. 28), когда явился воскресший Иисус и показал ему раны на Своем теле. Это самый первый и самый короткий христианский Символ веры, в котором Иисус Христос исповедуется как Господь и Бог.
Именно ради того, чтобы мы осознали, что Иисус Христос – это Господь и Бог, было написано Евангелие от Иоанна и, в конечном итоге, все Евангелия. Для человека, который приходит к этому осознанию, не только раскрывается смысл всей евангельской истории, но и по-новому открывается смысл его собственной жизни.
19 октября 2017 года, во Всероссийский день лицеиста, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион посетил Московский педагогический государственный университет. Митрополит Иларион - самый высокопоставленный церковный иерарх, побывавший в ведущем педагогическом вузе России за всю его 145-летнюю историю.
У центрального входа МПГУ архипастыря встречали представители администрации, преподаватели и учащиеся во главе с ректором А.В. Лубковым. Владыка принял участие в торжественном открытии Фестиваля хоров. В исполнении смешанного хора студентов музыкального факультета Института искусств МПГУ и камерного оркестра вуза «Cantus Firmus» прозвучали отрывки из произведений митрополита Илариона «Страсти по Матфею» и «Stabat Mater», а также сочинения В.А. Моцарта, С.В. Рахманинова и П.И. Чайковского.
{gallery}10_oct/05{/gallery}
Далее в Зале Ученого совета МПГУ состоялась встреча митрополита Илариона с профессорами, преподавателями и студентами. Архиерей подчеркнул, что при подготовке педагогов, которые должны быть широко эрудированными и образованными людьми, важно, чтобы инновационные технологии были направлены на формирование личности человека: «Невозможно представить себе педагогику без синтеза просвещения, обучения и воспитания. И, главное, без фигуры учителя. Учитель должен обладать не только педагогическим даром передавать на самом современном уровне знания, входящие в программу, но и воспитывать».
«Призвания священника и учителя во многом близки, у них общие задачи. Не случайно Церковь и школа всегда взаимно дополняли друг друга», - напомнил ректор ОЦАД. Он отметил, что понятие «педагогика» занимает весомое место в библейских текстах и сочинениях христианских писателей: «У ветхозаветных пророков были ученики и даже целые школы. Однако пророческий дар, личную харизму нельзя было передать простым обучением или путем передачи информации, то есть тем, что сейчас называют "оказанием образовательных услуг". Между великими пророками существовала духовная преемственность и ни один пророк не мог передать другому свои дарования автоматически, как бы по наследству: передача пророческого дара от учителя к ученику была актом воли Божией... Христианский автор II-III вв.Климент Александрийский указывает на то, что многие учителя пытаются учить разным умениям и знаниям, но к "усмотрению Истины" приводит лишь педагогика, которая согласна с волей Божией. Поэтому, говоря о педагоге, Климент имеет в виду не просто абстрактного учителя. Перед его глазами стоит яркий образ Иисуса Христа - Педагога с заглавной буквы. Я не сомневаюсь, что многие из вас читали Евангелия. Для кого-то, несомненно, это настольная книга, руководство к действию. Для других, может быть, просто интересный литературных памятник. Но мне бы хотелось сегодня выразить пожелание, чтобы каждый из вас, избравших своим призванием педагогику, прочитал Евангелие глазами профессионала и посмотрел на образ Христа именно с этой точки зрения: чему может научиться у Него современный педагог? У Иисуса был очень интересный, своеобразный и уникальный преподавательский метод. Так, например, Иисус никогда не снижал планку, пытаясь подстроиться под духовный и интеллектуальный уровень своих собеседников, как делают многие учителя. Прочитайте Его беседу с Никодимом из 3-й главы Евангелия от Иоанна или беседу с самарянкой из 4-й главы того же Евангелия, и вы увидите, что разговор в обоих случаях происходит как бы на двух разных уровнях: на одном уровне говорит Иисус, на другом вопрошает собеседник. Иисус как бы ведет за собой собеседника, поднимая его все выше и выше и научая за простыми земными явлениями и предметами видеть духовные реальности».
Митрополит Иларион обратил внимание слушателей на то, что одной из характерных черт педагогического опыта Иисуса Христа является жанр притчи: «В истории человечества не было другого учителя, который использовал бы жанр притчи столь же широко и последовательно, как это делал Иисус. Унаследовав этот жанр от Ветхого Завета, Он расширил его возможности до такой степени, довел искусство притчи до такого совершенства, что никто из Его последователей - ни в первом, ни в других поколениях - не обращался к жанру притчи». Использование притч Иисусом как основной формы передачи духовно-нравственных истин отмечено и евангелистами: «Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им» (Мф. 13:24); «И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать. Без притчи же не говорил им...» (Мф. 4:33–34).
Владыка отметил, что Спасителя можно назвать истинным педагогом не только потому, что Он основным Своим делом избрал учительство, но и потому, что создал вокруг Себя общину учеников: «Общественное служение Иисуса начинается с призвания учеников: "Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним" (Мр.1:16-20; Мф. 4:18–22). А тема взаимоотношений Иисуса с учениками - одна из центральных во всех четырех Евангелиях. Значительная часть поучений Иисуса, воспроизведенных в Евангелиях, адресована ученикам. Иисус беседует с ними наедине; отдельно обращается к ним перед тем, как обратиться к народу; по их просьбе разъясняет то, что они не поняли в Его поучениях, адресованных народу».
Ректор ОЦАД также коснулся вопроса взаимоотношений религии и образования на протяжении истории. Он упомянул философские учения, которые пытались сконструировать «религию в пределах только разума», стремились увести человек от веры, подменить ее истины абстрактными рассуждениями и основанной на них светской моралью. «Следующим шагом стал полный отказ от религиозной составляющей образовательного процесса, попытка построить образование на атеистической основе. Такая попытка была предпринята в нашей стране в советское время. Параллельно на Западе происходил постепенный процесс атеизации всей системы образования, который в настоящее время можно считать близким к завершению. Конечно, в западных университетах сохраняются теологические факультеты, и теология традиционно стоит на высшем месте в списке наук. Но представление о живой связи между религиозным опытом и образовательным процессом не просто потеряно: оно сознательно и последовательно демонтируется». По словам архиерея, итогом этого длительного процесса эмансипации образования от религии стало превращение образования в одну из сфер услуг: «Такая метаморфоза полностью обесценивает образование, лишает его самого главного - воспитательной составляющей».
Завершая свое выступление, митрополит Иларион сказал, что дефицит ценностей сегодня возвращает думающего человека к истинам религии: «Не случайно в нашем отечестве теология возвращается на свое законное место в гуманитарных науках и в образовании. Это очень важно, поскольку в России живут представители разных народов и разных вероисповеданий. Но теперь нужно, чтобы теология и педагогика смогли объединить усилия. Я очень рад тому, что в стенах МПГУ существует и успешно развивается кафедра теологии». Владыка высказал уверенность в том, что систематическое теологическое образование должно быть дополнено педагогическими компетенциями, а педагогические навыки - сочетаться если не с религиозным опытом, то по крайней мере с хорошим знанием религиозных учений и традиций.
«Сегодня нередко задают вопрос о том, куда пойдут выпускники кафедр теологии, где они будут востребованы. Во-первых, они будут востребованы в высших учебных заведениях в качестве преподавателей, поскольку роль религиозного фактора в жизни людей не только не уменьшается, но наоборот, очевидным образом возрастает. А значит, нужны люди, способные этот фактор должным образом интерпретировать, сообщая знания о религии студенческой молодежи. Во-вторых, выпускники теологических кафедр должны стать теми, кто преподает "Основы религиозных культур" в школах. Ни для кого не секрет, что сегодня этот предмет, не так давно введенный в школьное образование, подчас преподается лицами, имеющими ограниченные компетенции в религиозной сфере, получившими образование в совсем иных областях. Создание условий, при которых и дети, и молодежь будут получать качественные знания о религиозных традициях, на мой взгляд, должно стать одним из приоритетов государственной образовательной политики... Сегодня религиозную карту активно разыгрывают террористы, вербующие детей и молодежь в свои преступные организации. Безграмотность в религиозных вопросах - та почва, на которой террористическая идеология дает обильные всходы. Если мы не хотим, чтобы наши дети попадали под идеологическое влияние служителей сатаны, прикрывающих именем Аллаха свои античеловеческие деяния, мы должны с самого детства давать им прививку от подобного рода идеологии в виде основательных сведений о традиционных религиозных конфессиях и их учениях», - заключил ректор Общецерковной аспирантуры.
А В. Лубков поблагодарил владыку и отметил, что «всегда и во все времена мы ставили во главу угла подготовку личности учителя и ученика как образа и подобия Божия. Еще на рубеже XIX-XX веков в стенах нашего университета закладывалась глубокая религиозно-философская традиция; речь идет о Владимире Сергеевиче Соловьеве. А в XX веке эту традицию продолжил великий русский ученый - филолог, философ и педагог Алексей Федорович Лосев, который сорок четыре года преподавал здесь на филологическом факультете. Думаю, что наши общие подходы открывают широкие возможности для сотрудничества».
Митрополит Иларион и А.В. Лубков подписали соглашение о сотрудничестве между Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых Кирилла и Мефодия и Московским педагогическим государственным университетом.
Владыка преподнес библиотеке МПГУ свою шеститомную серию книг «Иисус Христос. Жизнь и учение».
Затем архипастырь посетил кафедру теологии МПГУ, где побеседовал с преподавателями и учащимися. Также он осмотрел Картинную галерею университета, познакомился с экспонатами выставки «Истоки», посвященной истории МПГУ.
В ходе визита в Московский педагогический государственный университет ректора сопровождали проректор по научной работе Д.В. Шмонин, руководитель Управления по общественным связям и протоколу Мигель Паласио, секретарь научно-методического совета иеромонах Афанасий (Микрюков), заместитель руководителя Управления по общественным связям и протоколу О.В. Паласио.
Пресс-служба ОЦАД
Книга митрополита Илариона о смысле пребывания Иисуса Христа на земле представлена в Москве 17 октября 2017 года в Доме книги «Молодая Гвардия» ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион представил книгу «Смерть и Воскресение», ставшую шестой из серии книг про жизнь и учение Иисуса Христа. Мероприятие было организовано при участии Общецерковной аспирантуры.
Автор считает шестую книгу главным томом серии. В ней рассказывается о смысле пребывания на земле Иисуса Христа, Его жизни, Его смерти, Его воскресении и о том, почему эта история имеет значение для всех людей. Часто, читая Евангелие, никто не отдает себе отчета в том, что на самом деле происходило, какие события разворачивались на Святой Земле две тысячи лет назад. К страстям Христовым можно подходить по-разному. На Страстной седмице верующие вспоминают страдания и смерть Спасителя, на богослужениях читается Евангелие, которое комментируется в текстах церковных песнопений. Но чтобы по-настоящему понять историю Христа, по мнению митрополита Илариона, необходимо восстановить исторический контекст: «Допустим, в Евангелии говорится о Пилате. Что он, "Иисуса, бив, предал на распятие" (Мф. 27:26). Что означает это короткое слово "бив"? В исторических источниках описывается, что это была казнь, которая совершалась с изощренным садизмом. Пилат неслучайно подверг Иисуса бичеванию, такова была практика казни того времени: прежде чем распять на кресте, человека избивали бичами, причем самым жестоким образом», - отметил митрополит Владыка. В книге приведены и многие другие исторические факты, на основании которых разъясняются события земного пути Иисуса Христа.
{gallery}10_oct/03{/gallery}
Основной смысловой нитью книги являются обстоятельства распятия и последующего Воскресения Спасителя. «Это была не просто смерть человека, пусть и одаренного, умного, обладавшего дарами чудотворений, это была смерть Бога, который стал человеком и добровольно на себя эту смерть принял», - отметил автор. Вместе с тем представленная книга не обходит стороной те сомнения в Воскресении Иисуса Христа, которые отражены даже в евангельском тексте и на которые на протяжении веков обращали внимание разные комментаторы. К числу последних принадлежат, например, Лев Толстой и Эрнест Ренан, много писавшие о Христе. «Я в своей книге рассматриваю и их точки зрения, показываю, почему они не состоятельны, а также описываю то, какое значение Воскресение Христово имело для раннехристианской Церкви и имеет для сегодняшней Церкви. В полной мере история земной жизни Иисуса Христа, его страдания и смерти раскрывается только в свете Воскресения. В свете этой пасхальной веры в Воскресение Христово приобретает смысл вся история Иисуса Христа», - подчеркнул митрополит Иларион.
В завершение своего выступления автор выразил уверенность в том, что данный труд послужит для читателей импульсом к самостоятельному изучению Евангелия, а также даст им дополнительные сведения о жизни Спасителя.
Пресс-служба ОЦАД
16 октября 2017 года в Общецерковной аспирантуре и докторнатуре имени святых Кирилла и Мефодия состоялась лекция «Внешние связи Русской Православной Церкви. Межправославные и межхристианские взаимоотношения», которую для новопоставленных архиереев прочитал ректор ОЦАД, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.
Курсы повышения квалификации для новопоставленных архиереев по благословлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла проходят с 16 по 25 октября в Москве и Санкт-Петербурге. Группа архиереев посетила Новоспасский монастырь, планируется посещение Сретенского монастыря и Московского епархиального дома. Везде иерархи слушают лекции высоких представителей Русской Православной Церкви. 18 октября в Успенском соборе Кремля Святейший Патриарх Кирилл совершит Божественную литургию в сослужении слушателей архиерейских курсов.
{gallery}10_oct/02{/gallery}
Пресс-служба ОЦАД
16 октября 2017 года в Санкт-Петербурге открылась очередная сессия совместной магистерской программы Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени свв. равноап. Кирилла и Мефодия и Русской христианской гуманитарной академии "Теология образования" (профиль "Православное богословие образования и церковная образовательная политика").
Занятия открылись лекциями доктора теологии Венского Университета, кандидата социологических наук, доцента, зав. кафедрой апологетики Минской Духовной Академии (Беларусь), , В.А. Мартиновича.
Магистерская программа "Теология образования" (профиль "Православное богословие образования и церковная образовательная политика") осуществляется с 2014 г. Среди обучающихся выпускники РХГА, других вузов, представители духовенства из Санкт-Петербурга, Москвы, Самары, Оренбурга, других регионов России и ближнего зарубежья.
{gallery}10_oct/01{/gallery}
Сессия продлится до 25 октября 2017 года.
Программа осуществляется по благословению ректора ОЦАД, митрополита Волоколамского Илариона.