НОВОСТИ

new_logo-400-1.png

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии митрополит Волоколамский Иларион возглавил второе заседание комиссии Межсоборного присутствия по богословию и богословскому образованию, которое прошло 16 июня 2017 года в конференц-зале ОЦАД.

В течение трех месяцев, прошедших со дня первого заседания, члены комиссии работали над темами, предложенными для обсуждения Президиумом Межсоборного присутствия.

Во вступительном слове митрополит Иларион кратко сообщил об основных результатах работы. В частности, 31 марта 2017 года проект документа «Молитвенное попечение о некрещеных» направлен в Секретариат Межсоборного присутствия. Еще один документ – «О церковной молитве за инославных христиан» – также в ближайшее время будет направлен в Секретариат Межсоборного присутствия.

Комиссия продолжает работу над темами «Учение Церкви о чуде», «Богословие как наука», «Богословское осмысление проблем биоэтики», «Христианское мировоззрение и современные вызовы научного и технологического развития» и «Православное осмысление причин экстремизма и терроризма».

О деятельности рабочих групп по рассмотрению данных тем сообщения сделали ректор Санкт-Петербургской православной  духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий, А.В. Шишков и профессор В.Н. Катасонов. Состоялась дискуссия по затронутым темам.

Служба коммуникации ОВЦС

6.jpg

16 июня 2017 года в актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия студенты магистерской программы «Внешние церковные связи» продолжили защищать выпускные работы. Первый этап защиты состоялся накануне, 15 июня.

Заседание экзаменационной комиссии возглавил ректор ОЦАД, доктор богословия, доктор философских наук митрополит Волоколамский Иларион. В состав экзаменационной комиссии вошли председатель Отдела по тюремному служению Санкт-Петербургской епархии, доктор богословия протоиерей Олег Скоморох; заведующий кафедрой библеистики ОЦАД, доктор богословия архимандрит Сергий (Акимов); заведующий кафедрой теологии Московского государственного лингвистического университета, кандидат исторических наук, доцент протоиерей Лев Семенов; доцент кафедры богословия и литургики ОЦАД, кандидат философских наук, доцент И.В. Лупандин; доцент кафедры внешних церковных связей и общественных наук, кандидат исторических наук, кандидат богословия иерей Димитрий Сафонов; профессор кафедры дипломатии Московского государственного института международных отношений Министерства иностранных дел России, Чрезвычайный и Полномочный Посол, кандидат исторических наук Е.М. Астахов; преподаватель кафедры внешних церковных связей и общественных наук, доктор юридических наук, профессор А.С. Кожемяков.

Комиссия рассмотрела две работы, посвященные истории Церкви - «Церковно-политическая ситуация на Балканах в конце XII-начале XIII вв.» (А.Гьоргиевски; научный руководитель – доктор восточных церковных наук А.М. Пентковский, рецензент – кандидат богословия иерей Михаил Желтов) и «Патриарх Антиохийский Григорий IV: церковный иерарх, дипломат и политик» (Д.Бешара; научный руководитель – доктор философии (PhD) священник Арсений Черникин, рецензент – доктор исторических наук, профессор Д.В. Микульский).

 

С исследованием, посвященным каноническому статусу православной диаспоры в современном мире, выступил Р.В. Ахматханов (научный руководитель – кандидат богословия протоиерей Александр Задорнов, рецензент – кандидат богословия иерей Михаил Желтов), а история и положение подворий Поместных Православных Церквей в Москве стали темой работы иерарха Болгарской Православной Церкви, епископа Герасима (Георгиева) (научный руководитель – доктор философии (PhD) священник Арсений Черникин, рецензент – кандидат филологических наук, кандидат богословия М.В. Первушин).

По итогам состоявшихся защит экзаменационная комиссия приняла решение о присвоении всем учащимся, защищавшим работы, квалификации «магистр» по направлению подготовки 48.04.01 «Теология». Защитившихся поздравил митрополит Иларион. В своем обращении он призвал выпускников магистерской программы не останавливаться в своих научных трудах и пожелал им новых успехов в служении Церкви Христовой.

Пресс-служба ОЦАД

16 июня 2017 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия завершил работу семинар для руководителей и сотрудников епархиальных отделов по религиозному образованию и катехизации.
 7.JPG
По итогам семинара ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Иларион вручил слушателям удостоверения установленного образца.
 
Обращаясь к выпускникам, архипастырь сказал:
 
«Дорогие отцы, братья и сестры! Я рад сегодня приветствовать всех собравшихся для участия в семинаре по программе повышения квалификации руководителей и сотрудников епархиальных отделов по религиозному образованию и катехизации.
Святейший Патриарх Кирилл неоднократно напоминал о том, что катехизация, просвещение народа является нашей первоочередной задачей. Эта миссия возложена на священнослужителей самим Господом. Разрыв, который по-прежнему существует между номинальными и реальными православными христианами, очень велик. Речь идет о миллионах людей, которые считают себя православными, идентифицируют себя с Церковью, периодически посещают храм: когда нужно покрестить ребенка, обвенчаться, но реальной церковной жизни не видят, Евангелие не читают, догматическое учение Церкви представляют себе очень слабо или вообще никак. Это огромное миссионерское поле открыто для нас. На нем, помимо нас, действуют и другие люди: сектанты, представители различных групп, которые часто пользуются нашей недостаточной активностью, похищают души, которые могли бы быть овцами нашего стада.
 
Конечно, катехизация и просвещение – первоочередная задача нашей Церкви. Она относится ко всем слоям населения, начиная от детей и заканчивая людьми зрелого и старшего возрастов. Для каждой возрастной группы нужны свои навыки, подходы, методы работы. Такая работа должна систематически вестись в епархиях. Это очень важно.
 
Мы достигли определенных успехов в создании и развитии научной отрасли теологии в высших учебных заведениях. За последние недели произошли такие события, которые позволяют говорить, что в светских учебных заведениях выстроена научная отрасль теологии. У нас есть все необходимое для того, чтобы студенты могли заниматься, а диссертанты - защищать свои работы и получать ученые степени по теологии. Правда, это касается только системы высшего образования. В системе среднего образования, к сожалению, дела обстоят не совсем так, как хотелось бы. После многих лет борьбы, путем серьезных усилий нам удалось добиться того, что основы православной культуры или альтернативный предмет по выбору учащихся и родителей преподаются в одном из классов средней школы. Это всего лишь 36 часов за всю одиннадцатилетнюю программу пребывания учащегося в школе.
 
Кроме того, мы даже в этих узких рамках не имеем прямого выхода на школу, детей и педагогов, потому что основы православной культуры часто преподают другие люди: деятель культуры, учитель физики, человек, который прошел краткосрочные курсы. Они сами слабо ориентируется в том, что такое Православие, но при этом рассказывают детям о православной вере. На таком фоне публикуются различные рейтинги, основанные на общественном мнении, говорится о том, что родители не поддерживают преподавание религиозных дисциплин в школе, возникают протесты в связи с курсами, касающимися религии.
 
Например, не так давно в средствах массовой информации говорилось о том, что группа родителей выступила против преподавания курса "Истоки" в средней школе. Это якобы свидетельствует о том, что детям не интересна религия. Давайте спросим себя: а кто создавал этот курс? Церковь? Если бы Церковь подпустили, мы бы создали хорошие курсы для детей. Церковь еще никогда никому не навредила.
 
Думаю, что миссионерское поле, которое мы могли бы осваивать, сейчас открыто для нас только частично. Дети - самая уязвимая группа населения. Мы видим, что дети "зависают" в социальных сетях и впоследствии становятся жертвами сектантских движений. И Церковь, и государство должны обратить особое внимание на эту ситуацию
 
Я очень надеюсь, что все вы, несущие прямую ответственность за образование и катехизацию в ваших епархиях, будете прилагать усилия к тому, чтобы Церковь могла напрямую общаться с детьми в школах, подобно тому, как мы добились возможности участвовать в светском высшем образовании через кафедры теологии.
 
Хотел бы всем пожелать помощи Божией в служении, чтобы Господь давал вам необходимые силы».
 
Затем было оглашено послание председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, в котором, в частности, выражалась благодарность митрополиту Волоколамскому Илариону за содействие в работе Синодального отдела, была отмечена важность проведенного семинара, подчеркивалась необходимость стандартизации содержательного компонента православного образования.
 
На церемонии вручения удостоверений присутствовали руководитель Центра непрерывного образования ОЦАД И.А. Парфенов, помощник председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви протоиерей Александр Прытков, руководитель сектора Основ православной культуры Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви диакон Герман Демидов.
 
Пресс-служба ОЦАД

8.jpg

15 июня 2017 года в актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия состоялась защита выпускных квалификационных работ студентов магистерской программы «Внешние церковные связи».

Работу экзаменационной комиссии возглавил заместитель председателя итоговой экзаменационной комиссии, заведующий кафедрой внешних церковных связей и общественных наук, кандидат богословия архимандрит Филарет (Булеков). В состав экзаменационной комиссии вошли заведующий кафедрой библеистики, доктор богословия ОЦАД архимандрит Сергий (Акимов); заведующий кафедрой теологии Московского государственного лингвистического университета, кандидат исторических наук, доцент протоиерей Лев Семенов; доцент кафедры богословия и литургики ОЦАД, кандидат философских наук И.В. Лупандин; доцент кафедры внешних церковных связей и общественных наук ОЦАД, кандидат исторических наук, кандидат богословия иерей Димитрий Сафонов; преподаватель кафедры внешних церковных связей и общественных наук ОЦАД, доктор юридических наук, профессор А.С. Кожемяков.

Взаимодействие Русской Православной Церкви с Советом Европы стало темой исследования В.Е. Панича, научным руководителем выступил кандидат исторических наук и кандидат богословия иерей Димитрий Сафонов, рецензентом - доктор юридических наук А.С. Кожемяков.  Международную тему продолжили работы, посвященные интерпретациям полномочий Константинопольского Патриарха в Православной Церкви (Н.В Козлов; научный руководитель – А.В. Шишков, рецензент – кандидат богословия протоиерей Игорь Якимчук) и нарушению прав верующих в современной Украине (Б.В.Зима; научный руководитель – диакон Федор Шульга, рецензент – кандидат богословия протоиерей Игорь Якимчук).

Церковно-историческим вопросам были посвящены труды священника Александра Карзана («Богослужебный и общежительный устав монастырей бенедиктинской традиции Римско-Католической Церкви: история и современность»), священника Евгения Доли («Деятельность Американского экзархата Московского Патриархата в 1933-1953 гг.»), А.М. Соломинцева («Взаимоотношения Ассирийской Церкви Востока с Антиохийским патриархатом в эпоху Вселенских Соборов») и  А.Ю. Литвина («Религиозно-общественная деятельность митрополита Иннокентия (Пекинского) в 1918-1931 гг»).

Так же комиссия рассмотрела работы, посвященные способам увеличения социального капитала в деятельности Русской Церкви (Е.Н. Сафонова), пониманию категорий свободы и ответственности современной молодежью (Д.В. Колосовский) и диалогу Церкви с молодежью (Д.П. Мельников), отношению Русской Православной Церкви к болгарскому церковному расколу 1872 года (диакон Роман Ивануса) и ее роли в улаживании межэтнических конфликтов (Н.В. Богатов). В завершение с исследованием, посвященным богословской тематике в трудах Галилея, выступил Д.Р. Богатырев.

По итогам состоявшейся защиты экзаменационная комиссия приняла решение о присвоении всем соискателям квалификации «магистр» по направлению подготовки 48.04.01 «Теология».

Пресс-служба ОЦАД

9.jpg
13 июня 2017 года по благословению ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополита Волоколамского Илариона в конференц-зале ОЦАД состоялась открытая встреча с бывшим Премьер-министром Российской Федерации, председателем Императорского православного палестинского общества С.В. Степашиным.
 
На встрече присутствовали заместитель председателя ИППО, руководитель Общественного центра ИППО по защите христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке Е.А. Агапова, руководитель духовно-просветительского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующий кафедрой теологии Московского государственного лингвистического университета протоиерей Лев Семенов, сотрудники, представители профессорско-преподавательской корпорации, обучающиеся ОЦАД, преподаватели и учащиеся ПСТГУ, Российского православного университета, Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, Московского педагогического государственного университета, Московского государственного лингвистического университета, Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, Сретенской духовной семинарии. 
 
Вел встречу руководитель Управления по общественным связям и протоколу Общецерковной аспирантуры Мигель Паласио. Он приветствовал С.В. Степашина от имени митрополита Илариона, отметил значимую роль гостя в новейшей истории России, его активную общественную деятельность, а также напомнил о традиции проведения на площадке ОЦАД встреч с интересными людьми, которые достигли высот в разных профессиональных областях.
 
В начале своего выступлении С.В. Степашин выразил радость в связи с проведением встречи в здании Общецерковной аспирантуры – историческом памятнике, в восстановлении которого он принимал участие, будучи членом Наблюдательного совета ОЦАД. Также высокий гость поздравил собравшихся с тем, что теология была юридически признана в России научной дисциплиной. В этом, подчеркнул он, большая заслуга Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и митрополита Волоколамского Илариона. 
 
Далее С.В. Степашин рассказал о 135-летней деятельности ИППО, основателях и идеологах Общества, его роли в укреплении русского присутствия на Ближнем Востоке, истории ИППО после революции 1917 года, современной миссии старейшей общественной организации России. 
 
Говоря о первом этапе истории Императорского православного палестинского общества, С.В. Степашин отметил: «Идеологами создания ИППО были несколько человек. Первый – Василий Николаевич Хитрово. Он был чиновником Министерства финансов, верующим человеком, глубоко заинтересованным в продвижении нашей страны на Святой Земле».
 
С.В. Степашин подробно остановился на биографии Великого князя Сергея Александровича, жизненный путь которого тесно связан с ИППО: «В мае 1880 года у Великого князя Сергея Александровича умерла матушка – императрица Мария Александровна. Переживая эту трагедию, Сергей Александрович вместе  со своим братом Павлом решил поехать на Святую Землю. Он находился там несколько недель, осмотрел святыни, прошелся по пути Иисуса Христа. По возвращении в Москву, в течение недели им было принято решение об основании в мае 1883 года нашего Общества. Устав был утвержден 8 мая, а 25 мая в Зимнем дворце официально было объявлено о создании Императорского православного палестинского общества».
 
По словам выступающего, первая задача, которую перед собой поставил Сергей Александрович, заключалась в том, чтобы как можно больше русских людей, в особенности малоимущих, побывали на Святой Земле: на эти цели Великий князь выделял личные средства, задействовалась императорская казна, организовывались паломнические рейсы, строились подворья, больницы, школы (так, к 1914 года за счет бюджета ИППО и Российского государства на Святой Земле появилось более 100 школ). 
 
Также председатель ИППО уделил внимание трагической судьбе Великой книги Елизаветы Федоровны, супруги Великого князя Сергея Александровича и второго председателя Императорского православного палестинского общества, убитой в июле 1918 года в Алапаевске.
 
С.В. Степашин коснулся и текущей деятельности возглавляемого им Общества. «Главная задачу, которую мы сейчас поставили перед собой – возвращение собственности на Святой Земле, возобновление традиции строительства школ. Нами построен культурно-парковый центр. Вместе с тем мы по-новому пытаемся взглянуть на религиозное паломничество, разрабатываем маршрут по Палестине», - отметил лектор. 
 
Он поделился своими впечатлениями от современной ситуации в Сирии, встреч с сирийским руководством, Патриархом Антиохийским и всего Востока, Верховным муфтием Сирии, другими религиозными деятелями.
 
Было отмечено тесное сотрудничество ИППО с Русской Православной Церковью.
 
Высокий гость рассказал также об усилиях Общества по вовлечению молодежи в деятельность ИППО, о создании Молодежной секции Общества и планах на этом направлении.
 
По окончании выступления С.В. Степашин ответил на многочисленные вопросы
 
Пресс-служба ОЦАД

15.jpg

12 июня 2017 года по благословению ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополита Волоколамского Илариона в конференц-зале ОЦАД начал работу недельный семинар для руководителей и сотрудников епархиальных отделов по религиозному образованию и катехизации.

Программа подготовлена ОЦАД совместно с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Для участия в семинаре прибыли представители 58 епархий.

Перед открытием семинара в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором Черниговского Патриаршего подворья заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации игумен Митрофан (Шкурин) возглавил молебен на начало занятий.

Далее игумен Митрофан (Шкурин) и проректор по учебной работе ОЦАД иеромонах Иоанн (Копейкин) открыли первый день работы семинара.

Среди вопросов, обсуждаемых на семинаре: нормативно-правовое регулирование и организация деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации; организация информационного сопровождения образовательной деятельности епархии; методика информационного обмена между Синодальным ОРОиК и епархиальными отделами религиозного образования в сфере преподавания православной культуры в светской (государственной и муниципальной) общеобразовательной школе; научно-методическое сопровождение деятельности епархиальных ОРОиК.

В первый день с лекциями выступили: руководитель информационной службы Синодального ОРОиК иеромонах Геннадий (Войтишко), ведущий специалист сектора ОПК СОРОиК диакон Георгий (Юренко), ведущий специалист по научно-методической работе СОРОиК С.М. Шестакова.

Пресс-служба ОЦАД

 3.jpgИздательство Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия «Познание», в рамках серии «Библейские исследования» кафедры Библеистики ОЦАД,  выпустило книгу российского богослова и историка Церкви А.В. Карташёва «Ветхозаветная Библейская критика».

Книга представляет собой переиздание знаменитого доклада А.В. Карташёва, с которым автор выступил 13 февраля 1944 года в парижском Свято-Сергиевском богословском институте. В связи с трудностями военного и послевоенного времени работа была опубликована небольшим тиражом лишь в 1947 г. в издательстве YMCA-PRESS. Данное издание уже давно стало редкостью, поскольку полного переиздания доклада до сих пор не было.

Книга снабжена предисловием председателя Отдела внешних церковных связей, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополита Волоколамского Илариона, краткой справкой библиографического характера, посвящённой жизни и деятельности А.В. Карташёва, и будет интересна людям, занимающимся русским богословием и библеистикой. 

Книгу можно приобрести по адресу: Москва, ул. Пятницкая, д 4/2, стр. 5., телефон: +7 (495) 721 80 22, электронная почта: textbook@doctorantura.ru

Пресс-служба ОЦАД

6.jpg

1 июня 2017 года в Доме книги «Москва» состоялась встреча с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректором Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополитом Волоколамским Иларионом.

В рамках встречи прошла презентация книги митрополита Илариона «Притчи Иисуса» - четвертой из шеститомной серии «Иисус Христос. Жизнь и учение».

В числе участников - проректор по учебной работе Общецерковной аспирантуры иеромонах Иоанн (Копейкин), сотрудники и учащиеся ОЦАД.

Мероприятие открыл руководитель Управления по общественным связям и протоколу ОЦАД Мигель Паласио, отметивший, что впервые в Доме книги «Москва» представляется книга иерарха Русской Православной Церкви.

Затем митрополит Иларион обратился к читателям:

«Я хотел бы начать свое выступление с одного события, которое, как мне кажется, имеет существенное значение для развития богословской науки в нашем Отечестве. Сегодня состоялось первое заседание Диссертационного совета по теологии, ученая степень которого будет признана Российским государством. Такого в нашей истории еще не было, ведь раньше теология существовала исключительно в образовательном пространстве Церкви.

Долгое время теология вообще не признавалась в качестве науки. Постепенно мы добились того, что данная дисциплина была внесена в реестр научных специальностей. Сегодня, как я уже говорил, состоялось первое заседание Диссертационного совета, в рамках которого протоиерей Павел Хондзинский получил степень кандидата теологии, которая будет признана Российским государством. Защита была очень интересной, потому что отзывы на диссертацию прислали не только теологи, но и биологи. Пять биологов решили высказаться и сообщили нам о том, что теология – не наука, а вера в Бога противоречит научному мировоззрению. Они придерживаются мнения о том, что человек, который "допускает гипотезу существования Бога", не может считаться ученым. Тем не менее, Диссертационный совет высказался в поддержку данной работы, и соискателю была присуждена научная степень кандидата теологии. Думаю, что это знаковое событие, свидетельствующее, что мировоззренческие и идеологические границы между церковной наукой и светским образовательным пространством сегодня постепенно сходят на нет.

Книга, которую я сегодня представляю, является частью шеститомной серии под общим названием "Иисус Христос. Жизнь и учение". Данную серию я задумал несколько лет назад и поначалу предполагал, что напишу одну книгу про Иисуса Христа. Мне хотелось рассмотреть историю жизни Господа Нашего не столько в богословской, сколько в исторической перспективе. По мере того, как я работал над книгой, материала становилось все больше и больше. В итоге вместо одной книги получилось шесть.

Материал, посвященный жизни и учению Иисуса Христа, я разделил на шесть тематических блоков, чтобы вся эта серия была своеобразным путеводителем по Евангелию. Очень часто люди берут в руки Евангелие, начинают читать, и им бывает трудно сориентироваться в этом тексте, поскольку Евангелий четыре, и они в значительной степени повторяют друг друга. В связи с этим у некоторых людей возникает вопрос, почему понадобились четыре текста вместо одного. Евангелия от Матфея, Марка и Луки достаточно близки по содержанию, там есть много пересекающихся сюжетов, повторяющихся поучений. Правда, повторяются они в разных вариациях. В общем, это большой и интересный массив информации, требующий определенного анализа для понимания исторического контекста данной книги.

Итак, мною было принято решение разделить материал на тематические блоки, чтобы прежде всего разобраться в нем самому. Когда человек разобрался в чем-то самостоятельно, он может передать свой опыт другим.

Одна из книг целиком посвящена притчам Иисуса Христа. Эту книгу я начинаю с того, что рассматриваю жанр притчи. По сути, в истории человечества не было другого Учителя, который столь же систематически и последовательно использовал жанр притчи в своих поучениях к народу. Подобного человека не было ни до Христа, ни после. Если мы возьмем Ветхий Завет, там, конечно, есть Книга Притчей Соломоновых, также там имеется Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, но они мало похожи на притчи Господа Нашего. В обеих вышеуказанных ветхозаветных книгах перед нами просто сборник афоризмов, построенных на принципе сравнения. Это не те полноценные притчи с сюжетами, действующими лицами, которые мы встречаем в Евангелии и в прямой речи Господа Иисуса Христа.

Господь Иисус Христос часто говорил притчами. Евангелист Матфей приводит Его поучения в притчах. Например, как рассказывается, когда Иисус сел в лодку и отплыл от берега, то там стояли люди, примерно так, как вы сейчас стоите. Мы должны помнить, что в то время не было микрофонов, и единственным способом усилить звук было создание некой акустической атмосферы. Вода и была подобным звуковым резонатором. Человек, находившийся в лодке на некотором расстоянии от стоявших на берегу людей, мог говорить так, что его слышали достаточно хорошо. В Евангелии описано несколько подобных "акустических ситуаций". Другой подобный случай – Нагорная проповедь. Когда Иисус поднялся на гору, все вокруг сели, и это создало возможности для того, чтобы люди Его слышали. В тот самый момент ученики задали Спасителю интересный вопрос. Они спросили Христа, почему он говорит притчами. Их интересовал столь необычный способ подачи материала. Еще более интересен ответ Господа на этот вопрос. Это приведено в Евангелиях в двух разных версиях. В Евангелии от Матфея Иисус отвечает ученикам, что говорит им притчами, потому что они имея очи, не видят; имея уши, не слышат.

В Евангелиях же от Марка и Луки Иисус говорит им следующее (в переводе с греческого языка): "Я потому говорю им притчами, чтобы они видя – не видели и слыша – не слышали". Чувствуете ли вы разницу? В первому случае Он говорит "потому что", а во втором – "чтобы". Отсюда две разных теории. Одна из них гласит, что Иисус говорил притчами для того, чтобы облегчить людям восприятие Своего учения, пробиться через толщу неверия, в виде образов передать свое учение. Другая теория говорит, что Иисус намеренно стремился затруднить людям понимание Своего учения, говорил им не напрямую, чтобы они имели право выбора. Так всегда происходило, когда Спаситель что-то говорил или что-то делал.

Когда Иисус совершал чудеса, одних это приводило многих в трепет, укрепляло в них веру, делало последователями Господа. Другие же люди, видя те же самые чудеса, приходили в негодование. Подобная ситуация возникала и тогда, когда Иисус произносил притчи. Некоторые слышали в этих словах голос Божий, а другие - что-то свое, иногда отталкивающее. В этом смысле притчи Иисуса сродни Его чудесам, потому что каждая из них вызывала две реакции, о которых я говорил ранее. Две теории, касающиеся того, почему Иисус говорил притчами, дают два разных ответа, но оба они имеют право на существование.

Затем в своей книге я говорю об особенностях жанра притчи. Притча – это история, в которой есть некое действующее лицо или группа действующих лиц, есть свои образы. Притча в чем-то сродни поэзии. Мы удивляемся тому, что Евангелия были написаны уже после Смерти и Воскресения Иисуса Христа. Некоторые ученые даже предполагают, что это произошло несколько десятилетий спустя. Следовательно, длительное время все эти истории существовали только в устной традиции. Для современного человека это может означать наличие модификаций, изменений. Исходя из этого, мы никогда в действительности не сможем узнать, что говорил Иисус Христос. Так считают многие западные ученые, которые пытаются на основании различных литературоведческих теорий, исторических концепций или своих собственных предрассудков восстановить то, что якобы мог говорить исторический Иисус, отделить его действительную речь от того, что ему впоследствии приписали Евангелисты.

Мы должны понимать, что притча – маленькое литературное произведение, существующее в фиксированной форме, как, например, стихотворение. Некоторые стихотворения мы с вами выучили еще в детстве, не умея читать. Мы запомнили их на слух, но храним в памяти на протяжении всей жизни, и они не меняются, сохраняются слово в слово. Причем если это стихотворение известно многим людям, то в случае ошибки окружающие нас исправят. Так и притчи Иисуса Христа хранились в коллективной памяти Его учеников. Нет ничего удивительного в том, что ученики Христа донесли их до нас слово в слово.

Притчи Иисуса Христа в христианской традиции толковались по-разному. Сам Иисус толковал свои притчи, но мы не знаем - все или только некоторые. В Евангелиях приводится несколько случаев, когда Иисус не только произносил притчу, но и объяснил ученикам ее содержание. В частности, это притча о Сеятеле. Он произносит притчу о Сеятеле: иное упало при дороге, иное упало на каменистую почву, иное упало в тернии, а иное – на плодородную почву. Ученики спрашивают, что это означает. Иисус же им отвечает, что Сеятель сеет слово Божие, слово это падает на одну почву, на другую. То есть Господь сам дает некий ключ к тому, как понимать притчи. Правда, в большинстве случаев эти притчи никак не истолкованы. Они просто приведены Евангелистами в том виде, в котором Господь их произнес. Читатель должен сам додумывать, каково значение этих притч.

Притчи Иисуса Христа отличаются друг от друга и по длине, и по содержанию, и по настроению. В своей книге я пытаюсь восстановить хронологическую последовательность произнесения этих притч. Почти во всех случаях мне это удается, потому что притчи, которые содержатся в Евангелии от Матфея, в основном делятся на две категории: произнесенные Христом в Галилее и произнесенные Им в Иерусалиме в последние дни перед смертью.

Значительная часть притч Евангелия от Луки произнесена на пути между Галилеей и Иерусалимом. Все притчи легко укладываются в три категории: произнесенные в Галилее, по пути оттуда в Иерусалим и произнесенные в Иерусалиме. Если мы проследим содержательную динамику этих притч, то увидим что-то совершенно особенное. Мы заметим, что когда Господь Иисус Христос только вышел на Свое служение, Его первые притчи были наполнены светлыми и радостными образами. Это образ Сеятеля, который щедро разбрасывает семена; ему словно безразлично, куда они падают, у него их достаточно. Перед нами также возникает образ женщины, которая положила закваску в тесто, и оно скисло. Вспоминается и образ горчичного зерна, которое упало в землю и впоследствии превратилось в дерево, в чьей тени укрывались птицы. Это и образ невода, который вытаскивают рыбаки и в котором хорошая рыба отсеивается от плохой. Также в нашей памяти возникает образ жемчужины, которую человек находит на поле; от радости, как говорится в притче, он продает все, что имеет, и покупает это поле. В большинстве случаев данные притчи начинаются словами "Царство Небесное подобно…" или вопросом: "Чему уподоблю Царство Небесное?". Таким образом, каждая из этих притч отвечает на главный вопрос проповеди Иисуса Христа. Господь все время говорил о Царствие Небесном, но никогда не объяснял, что это такое. Он это объяснял через притчи.

По мере того, как Иисус приближается к Иерусалиму, настроение в Его притчах меняется, оно становится все более сумрачным. По пути в Иерусалим Господь произносит притчи о мытаре и фарисее, о безумном богаче, о бесплодной смоковнице, о блудном сыне, где уже отсутствует всеобъемлющая радость. Наконец, когда Иисус приходит в Иерусалим, звучат самые грозные притчи, которые говорят о человеческом зле, возмездии (о злых виноградарях, о десяти девах, которые не запаслись маслом). Все это Господь произносит в последние дни своей жизни. Мы видим, как в Евангелии динамика выхода Иисуса на проповедь прослеживается через Его поучения, полемику с иудеями. Постепенно мы подходим к самой трагической странице – истории на Кресте. Та же самая динамика отражается и в притчах.

В книге я также обращаюсь к тому, как в разные эпохи толковались притчи. Как написал один ученый, когда люди видели Иисуса и слушали, что Он говорит, они задавались вопросом не столько о том, что он имеет ввиду, сколько о том, что здесь происходит. Сам Иисус Христос и чудеса, которые Он совершал, интересовали их гораздо больше, чем то, что он мог сказать. Тем не менее, конечно, значение притч Христа всегда интересовало людей. Они всегда пытались найти ключ к этим поучениям.

В разные эпохи доминировали подходы, часто противоречащие друг другу. В частности, в эпоху Святых Отцов, начиная со второго века, доминировал аллегорический подход к притчам. В этом ключе все и толковалось. В конце XIX века появилась книга известного немецкого библеиста Адольфа Юлихера, в которой доказывалось, что аллегорический подход ошибочен, каждая из притч должна толковаться буквально. Юлихер отмечал, что притчи не имеют богословского смысла, это просто истории из жизни общества времен Иисуса Христа.

В наше время притчи Иисуса толкуются совершенно по-разному: сосуществуют и аллегорический подход, и буквальное толкование. Притчи Иисуса Христа представляют собой неисчерпаемый источник для разного рода толкований и размышлений. Их особенность заключается в том, что они каждому человеку сообщают что-то свое. В этом смысле их можно уподобить произведениям не только поэтического искусства, но и живописи. Мы с вами иногда ходим в музеи, смотрим на те или иные произведения. Допустим, мы подходим к картине Брейгеля "Охотники на снегу", каждый из нас видит в этой картине что-то свое: художника будет интересовать техника, историка – различные исторические подробности, а обычный человек будет просто смотреть. Совсем не всегда человек задумывается о значении произведения искусства. Точно так же и с музыкальным произведением. Вы слушаете симфонию Бетховена и не можете сказать, что он имел в виду, потому что соприкосновение с произведением искусства происходит на другом уровне. Точно так же происходит соприкосновение с притчами Иисуса Христа.

Более того, возвращаясь к этим притчам на разных этапах личностного развития, человек может услышать что-то совершенно новое для себя. В этом смысле притчи являются отражением Того, кто их произносил. Делал это не простой человек, а Воплотившийся Бог. В этих притчах есть Божественная глубина, бесконечное совершенство, которое позволяет нам возвращаться к ним вновь и вновь, черпать духовное и религиозное вдохновение.

В конечном итоге каждая из притч Иисуса говорит нам о Боге, о взаимоотношениях людей друг с другом. Через них Бог предстает перед нами как Властитель мира, наказывающий за грех и поощряющий за добро.

Господь раскрывается через притчи совершенно особым образом. Самая знаменитая притча Иисуса Христа - о блудном сыне - показывает Бога с неожиданной стороны. Господь не просто наказывает за зло, Он прощает грешника, относится к каждому человеку, как к Своему сыну или Своей дочери. Он готов ждать, пока человек вернется. Когда это происходит, Бог принимает его с распростертыми объятиями. Путь покаяния – не улица с односторонним движением, это та дорога, по которой человек идет навстречу Богу, а Бог – человеку. Притчи Иисуса показывают, что взаимоотношения между человеком и Богом не строятся только на принципе справедливости. Они иллюстрируют проявление Христа как Богочеловека, раскрывают образ нашего Небесного Отца. Это обстоятельство и делает данные притчи уникальными».

В продолжение встречи митрополит Иларион ответил на вопросы читателей, касающиеся представляемой книги, миссионерского служения и роли христианства в жизни и творчестве выдающихся русских писателей.

Пресс-служба ОЦАД

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2017/06_jun/04/2017-06-01 07-53-30.jpg'

2017-06-01 07-53-30.jpg

1 июня 2017 г. состоялось заседание Кандидатского диссертационного совета, созданного по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 14 марта 2017 года на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Заседание возглавил председатель Кандидатского диссертационного совета, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, доктор богословия, доктор философских наук, митрополит Волоколамский Иларион.

В заседании совета приняли участие 18 членов Кандидатского диссертационного совета из 21 (состав утвержден Патриархом Московским и всея Руси Кириллом).

Открывая заседание совета, председатель Кандидатского диссертационного совета митрополит Волоколамский Иларион выступил с приветственным словом к членам совета.

На повестке дня заседания было предварительное рассмотрение четырех диссертаций на соискание ученой степени кандидата богословия.

  1. диссертация игумена Ионы (Займовского) на тему: «Поиск целостного подхода к химической зависимости: диалог науки, церкви и общественных движений за трезвость»;
  2. диссертация Кашицына Ильи Дмитриевича на тему: «Положение христианских меньшинств на Ближнем Востоке и в Северной Африке в конце XX – начале XXI вв.»;
  3. диссертация иерея Михаила Самкова на тему: «Современная теория библейского перевода: целеполагание, герменевтика, методология»;
  4. диссертация иерея Алексия Сорокина на тему: «Ботаническая лексика Ветхого Завета: теоретические и практические аспекты идентификации библейских фитонимов».

Ученый секретарь Кандидатского диссертационного совета священник Димитрий Сафоновов сообщил членам совета, что в соответствии с п. 37 Положения о кандидатских диссертационных советах в Русской Православной Церкви все соискатели предоставили в совет необходимый перечень документов.

В ходе заседания открытым голосованием были избраны экспертные комиссии из членов Диссертационного совета для предварительного ознакомления с диссертациями в составе 3 человек, в каждой комиссии путем открытого голосования был избран председатель. Председатель Кандидатского диссертационного совета митрополит Волоколамский Иларион поручил экспертным комиссиям предварительно ознакомиться с диссертациями и подготовить заключения по диссертациям в соответствии с требованиями Положения о кандидатских диссертационных советах в Русской Православной Церкви.

После этого была назначена дата следующего заседания по принятию диссертаций к защите  11 сентября 2017 г. в 12.00. На этом заседании будут заслушаны выводы экспертных комиссий и рассмотрены вопросы о принятии работ к защите.

11.JPG

31 мая 2017 года в 11.00 в Актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия состоялись расширенное заседание кафедры внешних церковных связей и общественных наук, которое возглавил заведующий кафедрой, кандидат богословия архимандрит Филарет (Булеков). В заседании кафедры, в ходе которого состоялись предзащиты магистерских диссертаций выпускников магистратуры, приняли участие научные руководители и рецензенты магистрантов, преподаватели кафедры, учащиеся магистратуры и аспирантуры.

На предзащиту были представлены диссертационные исследования следующих магистрантов:

  

1) Богатов Николай Викторович. Тема диссертации - «Роль Русской Православной Церкви в улаживании межэтнических конфликтов: триггеры и методы». Научный руководитель - О.А. Коновалов (DBA, MBA). Рецензент - прот. В. Шмалий, к.б.;
2) Ивануса Роман Григорьевич. Тема диссертации - «Отношение Русской Церкви к греко-болгарской схизме (1872-1945)». Научный руководитель - свящ. Иоанн Кечкин. Рецензент - А.Ю. Хошев, к.т.н.;
3) Мельников Даниил Павлович «Построение диалога Русской Православной Церкви и молодежи». Научный руководитель - О.А. Коновалов (DBA, MBA). Рецензент - А.В. Шишков;
4) Сафонова Елена Николаевна. Тема диссертации - «Перспективы и способы увеличения социального капитала в деятельности Русской Православной Церкви». Научный руководитель - О.А. Коновалов (DBA, MBA). Рецензент - М.В. Первушин, к.ф.н., к.б.;
5) Соломинцев Александр Михайлович. Тема диссертации - «Взаимоотношения Ассирийской Церкви Востока с Антиохийским патриархатом в эпоху Вселенских Соборов». Научный руководитель - Болгов Н.Н. Рецензент - проф. Б.А. Нелюбов;
6) Ахматханов Руслан Асылбекович. Тема диссертации - «Церковно-территориальный принцип: проблема диаспоры». Научный руководитель - к.б., прот. Александр Задорнов. Рецензент - диак. Ф. Шульга;
7) Зима Богдан Викторович. Тема диссертации - «Нарушение прав верующих в современной Украине». Научный руководитель - диак. Федор. Шульга. А.Ю. Рецензент - Хошев, к.т.н.;
8) Дани Бешара. Тема диссертации - «Патриарх Антиохийский Григорий IV (Хаддад): церковный иерарх, дипломат и политик». Научный руководитель - свящ. А. Черникин. Рецензент - проф. Б.А. Нелюбов;
9) Литвин Андрей Юрьевич. Тема диссертации - «Церковная и общественная деятельность митрополита Пекинского Иннокентия (Фигуровского) в 1920-1931 гг.». Научный руководитель - Дацышен В.Г., д.ист. н. Рецензент - Д.И. Петровский;
10) Козлов Никита Владимирович. Тема диссертации - «Актуальные интерпретации полномочий константинопольского патриарха в Православной Церкви». Научный руководитель - А.В. Шишков. Рецензент - прот. И. Якимчук;
11) Колосовский Даниил Викторович. Тема диссертации - «Особенности понимания и интерпретация категорий «свобода» и «ответственность» современной молодежью». Научный руководитель - д.псих.н. Чиркова Тамара Ивановна. Рецензент - Д.В. Шмонин, д.ф.н.;
12) Гьоргиевски Александар. Тема диссертации - «Церковно-политическая ситуация на Балканах в конце XII- начале XIII вв.». Научный руководитель - Пентковский А.М., д.ц.ист. Рецензент - А.Ю. Хошев, к.т.н.;
В отзывах рецензентов содержался ряд конкретных замечаний. Архимандрит Филарет также высказал ряд замечаний и пожеланий. Состоялась дискуссия.
 Решением кафедры работы магистрантов были рекомендованы к защите после доработки текста с учетом замечаний, высказанных на предзащите

12.JPG
25 мая 2017 года в конференц-зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия состоялось заседание Дипломатического клуба, посвященное выдающимся женщинам в политике и дипломатии.
 
Дипломатический клуб - это площадка, предоставляющая возможность для общения ярких представителей дипломатической, политической, научной, деловой, культурной элиты. Клуб учрежден Дипломатической академией Министерства иностранных дел Российской Федерации и комбинатом общественного питания «Консул» при поддержке МИД России.
 
Среди участников заседания - главы и сотрудники дипломатических миссий, деятели науки и культуры, предприниматели, общественные и культурные деятели.
 
Перед началом встречи для гостей была проведена экскурсия по Черниговскому Патриаршему подворью. Руководитель Управления по общественным связям и протоколу ОЦАД Мигель Паласио познакомил собравшихся с историей и современной жизнью этого старинного духовно-культурного комплекса Москвы.
 
Вели церемонию Мигель Паласио и исполнительный директор Дипломатического клуба, директор Группы управления товарами и услугами Торгового дома «Библио-Глобус» С.Ю. Мкртычева.
 
Официальная часть мероприятия открылась выступлением председателя правления Дипломатического клуба, ректора Дипломатической академии Е.П. Бажанова, который поблагодарил председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректора Общецерковной аспирантуры митрополита Волоколамского Илариона за возможность проведения заседания Дипломатического клуба в стенах ОЦАД, а также выразил надежду на дальнейшее сотрудничество.
 
В своем приветственном слове митрополит Иларион рассказал об истории создания и деятельности возглавляемой им духовной школы, готовящей, в частности, церковных дипломатов, а также отметил важное место женщин в Русской Православной Церкви. «Церковь никогда не умаляла роли женщин. Более того, в любом храме, если вы посмотрите на иконостас, то всегда увидите два образа: Иисуса Христа и Божией Матери. Божия Матерь почитается в Церкви больше всех святых», - подчеркнул архиерей. Владыка обратил внимание присутствующих на то, что, «как в природе существуют отцовство и материнство, так и в Церкви есть виды служения, которые зарезервированы за мужчинами, есть те, которые зарезервированы только за женщинами, а есть те, которые могут выполнять те и другие... Служение священников с момента, как Церковь была создана Иисусом Христом и Его апостолами, принадлежало мужчинам, а, например, женский монастырь возглавлять может только женщина, у которой в подчинении находятся не только монахини, но и священники, служащие в этом монастыре».
 
В продолжение заседания состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве между Общецерковной аспирантурой и Дипломатической академией. Свои подписи под документом поставили ректора двух высших учебных заведений - митрополит Волоколамский Иларион и Е.П. Бажанов.
 
Далее Е.П. Бажанов вручил ректору ОЦАД карту почетного члена Дипломатического клуба.
 
Директор Департамента информации и печати Министерства иностранных дел Российской Федерации М.В. Захарова огласила обращение главы российского внешнеполитического ведомства С.В. Лаврова к участникам заседания, в котором подчеркивалась «важная созидательная роль женщины» в современном мире.
 
Также прозвучало приветствие Министра образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильевой.
 
Затем слово было предоставлено докладчикам. Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н. Карелова отметила усиление политического влияния женщин. Основную часть своего выступления она посвятила результатам первого Евразийского женского форума, который прошел в Санкт-Петербурге в 2015 году с участием представительниц почти 90 стран мира.
 
Заведующая кафедрой английского языка факультета мировой экономики Дипломатической академии МИД России Л.Б. Коржева рассказала о Королеве Греции, русской княгине Ольге. Доклад сопровождался показом фрагментов из телевизионных фильмов. В зале была развернута экспозиция личных вещей «Королевы всех эллинов», как называли княгиню Ольгу греки.
 
Журналист, публицист и телеведущий Л.М. Млечин представил доклад о женщинах, сыгравших видную роль в государственной истории России: святой равноапостольной княгине Ольге, великой княгине Елизавете Федоровне, а также о женщинах-политиках советского периода.  
 
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по международным делам, Олимпийская чемпионка по конькобежному спорту С.С. Журова сделала акцент на работе женщин-депутатов в сфере социальной политики, отметила их неравнодушный подход к обращениям избирателей.
 
В перерывах между выступлениями звучали классические музыкальные произведения в исполнении одаренных детей, стипендиатов Международного благотворительного фонда Юрия Розума.
 
Итоги встречи подвели митрополит Волоколамский Иларион и Е.П. Бажанов.
 
Пресс-служба ОЦАД

13.jpg

23 мая 2017 года по благословению ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополита Волоколамского Илариона ОЦАД приняла участие в международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XVIII Кирилло-Мефодиевские чтения», организованной Государственным институтом русского языка имени А.С. Пушкина. В конференц-зале Общецерковной аспирантуры прошел один из форумов в рамках этой конференции - «Россия и зарубежные славяне: языковой, исторический и культурный аспекты взаимодействия».
 
Открывая форум, руководитель Управления по общественным связям и протоколу ОЦАД Мигель Паласио тепло приветствовал гостей в стенах Общецерковной аспирантуры, рассказал о реализуемых ею образовательных программах, отметил ориентированность этой духовной школы на развитие взаимодействия Церкви с миром культуры и образования, а также выразил надежду на продолжение сотрудничества ОЦАД с ГИРЯП.
 
Выступивший затем президент Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина, доктор филологических наук, академик Российской академии образования В.Г. Костомаров поблагодарил Общецерковную аспирантуру за радушный прием, рассказал о концепции Кирилло-Мефодиевских чтений и отметил перспективы взаимодействия данных высших учебных заведений.
 
Со словами приветствия к собравшимся также обратился проректор по науке ГИРЯП, доктор филологических наук М.А. Осадчий.
 
Модератором форума стала кандидат педагогических наук, доцент Московского института открытого образования Н.А. Бондаренко.
 
С первым докладом («Слово Божие и человеческое: правила языка-речи-слова в духовной литературе») выступил доктор филологических наук, профессор ГИРЯП В.И. Аннушкин.
Затем результаты своих исследований представили: кандидат педагогических наук, доцент МИОО Н.А. Бондаренко («Размышления чешского президента Т.Г. Масарика о России и русской революции»); кандидат филологических наук, доцент Государственного социально-гуманитарного университета А.Ю. Козлова («К вопросу о роли текстологического исследования при анализе текста "Толковой Палеи"»); кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института мировой литературы имени А.М. Горького Е.А. Осипова («Историко-культурные особенности сербской традиции в оценке русских и зарубежных исследователей и мыслителей второй половины XX – начала XXI вв.»); доктор филологических наук, доцент Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина Т.М. Свиридова («О взглядах А.М. Селищева на Славянский мир»); кандидат филологических наук, ассистент Киевского национального университета имени Тараса Шевченко В.Я. Чолан («Интерпретация категории времени в восточнославянских текстах»); аспирант Московского педагогического государственного университета А.М. Гилевска («Государственный язык Великого Княжества Литовского как пример взаимодействия восточной и западной славянских культур»); аспирант Гданьского университета Б. Садовска («Народное возрождение лужицких сербов в оценке А.Ф. Гильфердинга. Очерки»);  студент Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина А.Н. Гаврилова («Василий Панов – начинатель науки славянской»).
 
В продолжение форума с мастер-классом по дипломатическому искусству выступил руководитель Управления по общественным связям и протоколу ОЦАД Мигель Паласио.
 
Также состоялась литературная гостиная «Тайны и загадки кириллицы» начальника Управления инновационной деятельности и непрерывного образования ГИРЯП, доктора филологических наук Э.М. Афанасьевой.
 
Подводя итоги встречи, В.И. Аннушкин поблагодарил Общецерковную аспирантуру за содействие в организации форума «Россия и зарубежные славяне: языковой, исторический и культурный аспекты взаимодействия» и передал для библиотеки ОЦАД «Большой универсальный словарь русского языка» под редакцией В.В. Морковкина.
 
В завершение работы форума участники познакомились с комплексом Черниговского Патриаршего подворья, после чего кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ГИРЯП И.Б. Томан провел для них экскурсию по Замоскворечью.
 
***
Кирилло-Мефодиевские чтения - международная научно-практическая конференция, которая проходит ежегодно в мае в Москве. Она призвана объединить отечественных и зарубежных специалистов-гуманитариев, изучающих лингвистические, литературоведческие, исторические и философские основы славянской культуры. Цель Чтений – рассмотреть сущность славянской культуры в следующих аспектах: истоки; традиции и их воплощение в современной науке; взаимодействие с другими культурами. Ориентируясь на поставленную цель, Организационным комитетом разработана трехступенчатая структура мероприятия. Чтения включают пять самостоятельных конференций (форумов). Каждый форум включает ряд секций, подсекций и круглых столов, рассматривающих более частные научно-методические проблемы.
 
К участию в Чтениях приглашаются крупные ученые и их молодые коллеги из различных учебных и научных организаций. География конференции охватывает Москву, Санкт-Петербург, Волгоград, Воронеж, Калугу, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Самару, Ставрополь, Челябинск, Ярославль и другие города. На конференцию приезжают гости из Беларуси, Казахстана, Молдовы, Таджикистана, Украины, Узбекистана, а также Ганы, Вьетнама, Китая, Македонии, Сербии, Турции.
 
Пресс-служба ОЦАД

01.jpg

21 мая 2017 года, в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в академическом храме Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия была совершена Божественная литургия.
 
Проректору по учебной работе ОЦАД иеромонаху Иоанну (Копейкину) сослужили заместитель председателя Синодального миссионерского отдела игумен Серапион (Митько), инспектор ОЦАД протоиерей Михаил Немнонов, помощник инспектора ОЦАД иеромонах Афанасий (Микрюков), сотрудники и учащиеся ОЦАД в священном сане.

За богослужением молились представители администрации, сотрудники, члены профессорско-преподавательского состава и обучающиеся Общецерковной аспирантуры.
 
В храме присутствовали послы и дипломаты стран Латинской Америки с членами семей, прибывшие для участия в туре «Паломничество Франсиско де Миранды».
 
По окончании богослужения в адрес иеромонаха Иоанна (Копейкина) прозвучали поздравления с днем тезоименитства.
 
Принимая во внимание высокий уровень взаимодействия ОЦАД с Синодальным миссионерским отделом в области повышения квалификации епархиальных миссионеров, игумен Серапион (Митько) вручил проректору Общецерковной аспирантуры по учебной работе грамоту Миссионерского отдела. Аналогичной грамоты был удостоен директор Центра непрерывного образования ОЦАД И.А. Парфенов.
 
Пресс-служба ОЦАД 

16.jpg

20 мая 2017 года по благословению ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, настоятеля Черниговского Патриаршего подворья митрополита Волоколамского Илариона подворье приняло участие в международной акции «Ночь музеев», в рамках которой состоялся ряд культурно-просветительских мероприятий.

Все желающие могли принять участие в экскурсии по комплексу подворья, которую провел руководитель Управления по общественным связям и протоколу ОЦАД Мигель Паласио. Он рассказал об истории формирования ансамбля подворья, испытаниях, которые пережил этот уголок Замоскворечья в советское время, о его восстановлении в 1990-2000-е годы, а также о деятельности Общецерковной аспирантуры.

Затем состоялся предпоказ детского спектакля «Счастье», объединившего жанр волшебной сказки и презентацию музыкальных и культурных традиций разных народов мира. Премьера состоится 30 мая в Государственном Кремлевском дворце в рамках финала Международного фестиваля детского творчества. Предпоказ спектакля с участием юных артистов на площадке у храма Черниговских мучеников стал совместным проектом Черниговского подворья и Молодежной секции Императорского православного палестинского общества.

«Ночь музеев» на Черниговском подворье продолжилась мастер-классом «Риторика – ораторское искусство – культура общения: как развить дар слова?». Ведущим выступил В.И. Аннушкин – доктор филологических наук, профессор Института русского языка имени А.С. Пушкина, председатель Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики. Известный эксперт в области риторики не только познакомил присутствующих с основными правилами грамотной и выразительной речи, но и провел практическое занятие. Выступление В.И. Аннушкина завершилось исполнением нескольких музыкальных композиций на стихи Г.Р. Державина, А.А. Тарковского и К.И. Чуковского.

На протяжении всего времени проведения «Ночи музеев» на Черниговском Патриаршем подворье действовала выставка черно-белых фоторабот Александра Игонина, отражающая взгляд современного христианина на святые места, городские и природные пейзажи.

Пресс-служба ОЦАД

14.jpg

19 мая 2017 г. на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова состоялась VI Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы медиаисследований – 2017». Организаторами конференции выступили факультет журналистики МГУ и Национальная ассоциация исследователей массмедиа (НАММИ).

На прошедшем форму обсуждались вопросы, связанные с ролью СМИ в современном обществе: массмедиа как социальный институт, организация и процесс производства продуктов массмедиа, аудитория массмедиа, эффекты массмедиа, профессии современной медиасреды, массмедиа в условиях цифровой среды и мультимедийности, тексты массмедиа.

В работе конференции принял участие аспирант кафедры богословия и литургики Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия С.О. Никулин. Аспирант выступил с докладом «СМИ как политический институт: тенденции развития», посвященном анализу функций СМИ в политических системах современных государства и перспективам развития коммуникативных технологий.

Пресс-служба ОЦАД

15.jpg

17 мая 2017 года состоялась встреча ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополита Волоколамского Илариона и председателя Синодального отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви архимандрита Серафима (Амельченкова ) с руководителем Федерального агентства по делам молодежи А.В. Бугаевым.

В ходе беседы митрополит Иларион рассказал гостю об Общецерковной аспирантуре, образовательных и просветительских проектах, реализуемых этой духовной школой.

В свою очередь А.В. Бугаев выразил готовность к развитию сотрудничества с ОЦАД.

Во встрече участвовали: проректор по учебной работе ОЦАД иеромонах Иоанн (Копейкин), директор Центра непрерывного образования ОЦАД И.А. Парфенов, заместитель председателя Синодального отдела по делам молодёжи В.Ю. Квятковский, начальник Управления регионального взаимодействия Е.В. Драгунова.

Пресс-служба ОЦАД

16.jpg

17 мая 2017 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион встретился с исполняющим обязанности ректора Московского педагогического государственного университета А.В. Лубковым.

В ходе беседы, прошедшей в дружеской обстановке, митрополит Иларион и А.В. Лубков обсудили разработку совместной магистерской программы Общецерковной аспирантуры и ведущего педагогического университета России, а также другие вопросы, касающиеся развития взаимодействия ОЦАД и МПГУ.

А.В. Лубков пригласил ректора Общецерковной аспирантуры посетить Московский педагогический государственный университет.

Во встрече приняли участие проректор по учебной работе ОЦАД иеромонах Иоанн (Копейкин) и руководитель Управления по общественным связям и протоколу ОЦАД Мигель Паласио.

Пресс-служба ОЦАД

17.jpg

17 мая 2017 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор ОЦАД митрополит Волоколамский Иларион встретился с ректором Московского архитектурного института Д.О. Швидковским.

Встреча началась с подписания соглашения о сотрудничестве между Общецерковной аспирантурой и МАРХИ.

Стороны обсудили вопросы дальнейшего взаимодействия двух высших учебных заведений. Д.О. Швидковский познакомил митрополита Илариона с деятельностью кафедры храмового зодчества, представил проекты студентов института.

Во встрече участвовали: со стороны ОЦАД - проректор по учебной работе иеромонах Иоанн (Копейкин), руководитель Административно-хозяйственного отдела М.А. Титов, руководитель Учебно-методического управления А.В. Гусев; со стороны МАРХИ – проректор по научной работе, заведующий кафедрой "Храмового зодчества" Г.В. Есаулов, кандидат архитектуры, профессор кафедры "Истории архитектуры и градостроительства" П.В. Панухин, ответственный секретарь Попечительского совета МАРХИ Н.Н. Шмелева. 

Пресс-служба ОЦАД

18.jpg

17 мая 2017 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректора ОЦАД с ректором Российского государственного гуманитарного университета Е.Н. Ивахненко.

В ходе беседы, прошедшей в конструктивной обстановке, стороны обсудили различные вопросы сотрудничества между Общецерковной аспирантурой и РГГУ.

Пресс-служба ОЦАД

19.jpg

15 мая 2017 года по благословению ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополита Волоколамского Илариона состоялось открытие семинара для руководителей и сотрудников епархиальных отделов по делам молодежи

Программа подготовлена ОЦАД совместно с Синодальным отделом по делам молодежи Русской Православной Церкви. Для участия в семинаре прибыли представители 36 епархий.

Перед открытием семинара в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором Черниговского Патриаршего подворья председатель Синодального отдела по делам молодежи архимандрит Серафим (Амельченков) совершил молебен на начало занятий. Затем отец Серафим обратился к присутствующим с приветственным словом, в котором отметил актуальность и важность проводимого семинара, подчеркнул наличие возможности обмена опытом, установления новых профессиональных контактов.

На церемонии открытия присутствовали архимандрит Серафим (Амельченков), секретарь Ученого совета ОЦАД иерей Димитрий Сафонов, директор Центра непрерывного образования ОЦАД И.А. Парфенов, заместитель председателя Синодального отдела по делам молодежи В.Ю. Квятковский, помощник инспектора ОЦАД иеромонах Афанасий (Микрюков).

Среди тем первого учебного дня: ключевые аспекты организации информационной работы; основные принципы организации и проведения мероприятий; правила написания и оформления документов (письма архиерея, указы, распоряжения). С лекциями выступили: председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда, директор по развитию агенства "ЭсКаСи" А.М. Малыгина, руководитель Референтуры Московской Патриархии протоиерей Олег Корытко.

Семинар продлится до 19 мая.

Пресс-служба ОЦАД

Научно-образовательная теологическая ассоциация Патриархия - сайт Церковь и время Учебный комитет Богослов.RU