НОВОСТИ

Ausstellungskabinett_BIBELORIENT_Museum.jpgApril 24, 2015 – A delegation of the Ss Cyril and Methodius Institute of Post-Graduate Studies (CMI) including M. Seleznev, head of the Chair of Bible Studies, D. Serov, assistant to the secretary of the Students’ Exchange Commission, and Ms. M. Yurovitskaya, secretary of the Chair of Bible Studies, visited the Museum of the Bible and Orient of the University of Fribourg.

They were taken on a tour of the museum by Mr. Florian Lippke, curator of the museum. There is a rich collection of Acadian, Assyrian, Egyptian and Palestinian manuscripts. The main part of the collection contains cylindrical seals, scarabs and amulets, which have been collected for the museum by its founder and specialist in Oriental iconography, Othmar Keel. 

The idea of the museum is to show the relationship between the world of the Bible and the Oriental world and to compare biblical and non-biblical texts with archaeological, epigraphical and iconographical data. 

The museum governing body decided to give books to the CMI, some of them personally to the CMI rector, Metropolitan Hilarion of Volokolamsk, as a gift. The rest of the books on Old and New Testament studies, biblical archaeology and history, exegetics and theology will comprise the basis for the CMI library on Bibleistics. 

CMI Press Service 

 

P4231894.jpg23 апреля 2015 года делегация Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия в составе заведующего кафедрой библеистики М.Г. Селезнева, помощника секретаря Комиссии по регулированию студенческого обмена Д.И. Серова и секретаря кафедры библеистики М.М. Юровицкой, посетила регулярную встречу библеистов Швейцарии при Институте им. Доминика Бартелеми.

Директор института профессор Адриан Шенкер, знаменитый библеист и текстолог, в настоящее время являющийся координатором и редактором Biblia Hebraica Quinta оказал делегации ОЦАД теплый прием.

Во встрече приняли участие профессор Филипп Лефевр, профессор Ханс Ульрих Штейманс, профессор Томас Шумахер, ассистент Инносент Химбаза и другие. Сотрудники института рассказали об основных направлениях их исследований: подготовке нового издания книги Царств для Biblia Hebraica Quinta, изучении Самаритянского Пятикнижия и текстологии Септуагинты.

М.Г. Селезнев и М.М. Юровицкая рассказали об исследованиях Септуагинты, которые ведутся в настоящее время сотрудниками и аспирантами кафедры библеистики ОЦАД, и о принципиальной важности изучения Септуагинты в контексте православной герменевтики. Были проведены переговоры о сотрудничестве Общецерковной аспирантуры и докторантуры с Институтом им. Доминика Бартелеми, предложены варианты совместных проектов и семинаров.

Пресс-служба Общецерковной аспирантуры

P4231894.jpgApril 23, 2015 – A delegation of the Ss Cyril and Methodius Institute of Post-Graduate Studies (CMI) including M. Seleznev, head of the Chair of Bible Studies, D. Serov, assistant to the secretary of the Commission for Students’ Exchange, and M. Yurovitskaya, secretary of the Chair of Bible Studies, attended a regular meeting of Swiss biblical researchers of the Dominique Barthlemy Institute.

The director of the institute Prof. Adrian Schenker, a renowned biblical researcher and textologist, at present the coordinator and editor of Biblia Hebraica Quinta, accorded the delegation a warm welcome. 

The institute’s professors and staff members present at the meeting introduced the guests to major areas of their work: the preparation of a new edition of the Books of Samuel and Kings for Biblia Hebraica Quinta and studies of the Samaritan Pentateuch and the textology of the Septuagint. 

M. Seleznev and Ms M. Yurovitskaya informed the meeting about the studies of the Septuagint undertaken at present by post-graduate students of the CMI Chair of Bible Studies and spoke about the fundamental importance of studying the Septuagint in the context of Orthodox hermeneutics. Negotiations were held about cooperation between the CMI and the Dominique Barthelemy Institute, and various versions of joint projects and seminars were considered. 

CMI Press Service

2015-04-23 17.08.40-2.jpg23 апреля 2015 года делегация Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия в составе заведующего кафедрой библеистики М.Г. Селезнева, помощника секретаря Комиссии по регулированию студенческого обмена Д.И. Серова и секретаря кафедры библеистики М.М. Юровицкой посетила научный семинар «Библейская герменевтика в православной традиции», организованный богословским факультетом университета Фрибурга.

Встречу открыла профессор догматического богословия богословского факультета Фрибургского университета Барбара Халленслебен. В семинаре участвовали: глава кафедры библеистики, профессор Ветхого Завета Ханс Ульрих Штейманс, профессор Нового Завета Томас Шумахер и его ассистент Маркус Лау, куратор музея Библии и древнего Ближнего Востока Фрибургского университета Флориан Липпке, докторанты и сотрудники факультета, интересующиеся библеистикой и межконфессиональным диалогом.

Члены российской делегации рассказали о работе и исследованиях кафедры библеистики ОЦАД, о проектах сотрудничества с университетом Фрибурга, о важности развития библеистики в России. Сотрудники теологического факультета Фрибурга представили библейские кафедры, входящие в состав факультета, и рассказали об основных направлениях их исследований.

Далее с докладами выступили заведующий кафедрой библеистики ОЦАД М.Г. Селезнев и профессор Ветхого Завета Фрибурского университета Х.У. Штейманс.

Х.У. Штейманс в своем выступлении «Миф и откровение: иконографический метод как способ интерпретации Библии» рассказал о методе использования ближневосточного изобразительного материала в библейской экзегезе применительно к Ветхому и даже Новому Заветам.

Доклад М.Г. Селезнева «Библия сквозь призму другой культуры: греческий ритор читает Септуагинту» состоял из двух частей. В первой, филологической, части М.Г. Селезнев проанализировал фрагмент трактата Псевдо-Лонгина, в котором содержится небольшая цитата из первой главы Бытия, показав, как греческий ритор неверно истолковывает слова Септуагинты из-за различий между греческими и еврейскими космогоническими представлениями.

Во второй, герменевтической, части доклада М.Г. Селезнев говорил о том, что в современном мире мы также постоянно сталкиваемся с проблемой глубоких культурных различий, которая проявляется наиболее сильно, когда речь идет о Библии. Библейский текст, пронизывающий самые разные эпохи, самые разные культуры – в каждой эпохе, в каждой культуре преломляется и понимается по-своему. Читая священный текст, мы не должны забывать об историческом измерении библейской традиции и нашей религиозной традиции. Принять и осмыслить историческое измерение религиозной традиции, ее жанровую и богословскую полифоничность, специфику религиозного языка позволяет православным экзегетам библейская критика, современная библеистика.

После доклада состоялась оживленная дискуссия об особенностях православной и католической герменевтики и их взаимодействии.

Пресс-служба Общецерковной аспирантуры

2015-04-23 17.08.40-2.jpgApril 23, 2015 – A delegation of the Ss Cyril and Methodius Institute of Post-Graduate Studies (CMI) including M. Seleznev, head of the Chair of Bible Studies, D. Serov, assistant to the secretary of the Commission for Students’ Exchange, and M. Yurovitskaya, secretary of the Chair of Bible Studies, attended an academic seminar on Biblical Hermeneutics in Orthodox Tradition organized by the University of Fribourg department of theology.

The seminar was opened by Prof. Barbara Hellensleben. It was attended by the department of theology professors, doctoral candidates and staff members interested in Bible studies and inter-confessional dialogue. 

The Russian guests spoke about the work and studies carried out by the CMI Chair of Bible Studies, projects for cooperation with the University of Fribourg and the importance of development of Bible studies in Russia. The university’s department of theology staff members presented the department’s biblical chairs and spoke about the areas of their research. 

Then papers were read by M. Seleznev and Prof. Hans Steymans. In his paper ‘Myth and Revelation: the Iconographic Method as a Way of Biblical Interpretation’ Prof. Steymans dealt with a method of using the Middle Eastern representational material in the biblical exegesis as applied to the Old and even New Testaments. 

In his paper ‘The Bible through the Prism of a Different Culture: A Greek Student of Rhetoric Reads the Septuagint’, M. Seleznev made a philological analysis of a passage in Pseudo-Longin’s treatise containing a small quotation from the first chapter of the Genesis, showing how the Greek student of rhetoric makes a wrong interpretation of the Septuagint words because of differences between Greek and Jewish cosmogonical ideas. 

In the hermeneutical part of his paper, M. Seleznev spoke of deep cultural differences that we keep encountering in the modern world. They are especially vivid when it comes to the Bible. The biblical text that imbues various epochs and diverse cultures is understood differently in each epoch and in each culture. Reading the sacred text, we should not forget about the historical dimension of the biblical tradition and our own religious tradition. The biblical critique and modern Bible studies help Orthodox exegetists to understand and accept the historical dimension of religious tradition, its polyphonic nature in genre and theology and specificity of the religious language. 

The paper was followed by a lively discussion on peculiar features of Orthodox and Catholic hermeneutics and their interaction.

CMI Press Service

_DSC6668.jpg

18 апреля 2015 года в Минске в Институте теологии имени святых Мефодия и Кирилла Белорусского государственного университета в рамках международной конференции «Религия и/или повседневность», проходившей с 16 по 19 апреля, состоялся научно-исследовательский семинар проекта «Религия, наука и общество».

Минским семинаром завершился первый год проекта, посвященного социологии религии. Мероприятие открыл вступительным словом руководитель проекта протоиерей Владимир Шмалий, проректор по научной работе, заместитель заведующего кафедрой общественных наук ОЦАД. Далее с сообщениями о результатах проведенной работы выступили члены исследовательской группы проекта.

Прозвучали следующие доклады:

«Jacques Lacan and the Theory of the Religious Subject» Дмитрий Узланер (РАНХиГС; Институт исследований человека, Вена, Австрия);

«Religiousness of the Population of Belarus: Peculiarities and Perspectives of Social Impact» Светлана Карассёва и Анастасия Доманская (Белорусский государственный университет);

«Philosophical Dimensions of the Phenomenon of "Postsecular" Associated with the Negations of Objective Ontology» Светлана Коначева (Российский государственный гуманитарный университет);

«Orthodox Christianity in Contemporary Russia: Public Religion Without a Private One» Иван Забаев (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет);

«Public Religions in Contemporary Ukraine» Олег Киселёв (Институт философии НАН Украины);

«Rethinking of the Secular Mind in the Context of Criticism of the Enlightenment Project» Анатолий Денисенко (Киевский национальный университет им. Т. Шевченко).

Модератором мероприятия выступила профессор Кристина Штёкль (Венский университет, Австрия). В семинаре также принял участие секретарь кафедры общественных наук ОЦАД А.В. Шишков.

* * *

Рассчитанный на три года проект «Религия, наука и общество» осуществляется Общецерковной аспирантурой и докторантурой в партнерстве с англо-американским Обществом христианских философов.

Программа первого года посвящена социологии религии, второго – философии религии и диалога религии и науки, третьего – современной теологии. За три года в проекте примут участие более десятка ведущих зарубежных ученых – специалистов в области философии религии, социологии религии, христианской теологии, а также диалога религии и науки.

В рамках каждого визита приглашенный ученый выступит с несколькими публичными лекциями на церковных и светских академических площадках, а также проведет исследовательский семинар с отобранной на конкурсной основе группой ученых из России, Украины и Беларуси. В течение года под руководством одного из приглашенных ученых члены группы будут заниматься исследовательской работой, результаты которой представят на итоговой конференции.

Пресс-служба Общецерковной аспирантуры

 

_DSC6668.jpg

18 April 2015 – A research seminar took place from April 16 to 19 at the Ss Cyril and Methodius Institute of Theology of the Byelorussian State University in Minsk. It was held under the project ‘Religion, Science and Society’ as part of the international conference on ‘Religion and/or Everyday Life’.

The seminar in Minsk completed the first year of the project devoted to the sociology of religion. It opened with introductory remarks by the leader of the project, Archpriest Vladimir Shmaliy, CMI pro-rector for research and deputy head of the CMI Chair of Social Sciences. His introduction was followed by reports on the work carried out by members of the project research group. 

The following papers were presented:

“Jacques Lacan and the Theory of the Religious Subject” by Dmitry Uzlaner, Russian Academy of National Economy and Public Service; Institute of Human Sciences, Vienna.

“Religiousness of the Population of Belarus: Peculiarities and Perspectives of Social Impact” by Svetlana Karassyova and Anastasia Domanskaya, Byelorussian State University;

“Philosophical Dimensions of the Phenomenon of ‘Post-secular’ Associated with the Negations of Objective Ontology» by Svetlana Konacheva, Russian State University of the Humanities;

“Orthodox Christianity in Contemporary Russia: Public Religion Without a Private One” by Ivan Zavaev, St Tikhon’s Orthodox University of the Humanities;

“Public Religions in Contemporary Ukraine” by Oleg Kiselev, Institute of Philosophy, Ukrainian Academy of Sciences;

“Rethinking of the Secular Mind in the Context of Criticism of the Enlightenment Project” by Anatoly Denisenko, Taras Shevchenko Kiev National University.

Prof. Dr. Kristina Stoeckl (University of Vienna, Austria) acted as moderator. Among the participants in the seminar was also A. Shishkov, secretary of the CMI Chair of Social Sciences.

* * *

Intended for three years, the project ‘Religion, Science and Society’ has been carried out by the Ss Cyril and Methodius Institute of Post-Graduate Studies in partnership with the Anglo-American Society of Christian Philosophers. 

The first year of the program is devoted to the sociology of religion, the second year to the philosophy of religion and religion-science dialogue, and the third year to the contemporary theology. The three-year project will involve over a dozen of leading scholars from other countries who specialize in the philosophy of religion, sociology of religion, Christian theology and dialogue between religion and science. 

During his or her visit, every visiting scholar will read several public lectures on ecclesial and secular academic platforms and conduct a research seminar with a selected group of scholars from Russia, Ukraine and Belarus. One of the visiting scholars will work with the research group for a year, with its findings to be presented at the final conference.

CMI Press Service

ECR_1545.jpg

24 апреля 2015 года завершили работу вторые курсы повышения квалификации для секретарей и помощников архиереев Русской Православной Церкви, проводимые по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых Кирилла и Мефодия.

Дипломы слушателям курсов вручил ректор ОЦАД, председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. Обращаясь к собравшимся в Большом зале ОВЦС, архипастырь сказал:

«Церковь очень часто сравнивают с кораблем. Для того, чтобы корабль двигался в нужном направлении, у корабля должна быть сплоченная команда. Если все работают на одну цель, тогда силы людей удваиваются и утраиваются, и тогда люди достигают цели. Когда Господь Иисус Христос вышел на проповедь, то первое, что Он сделал – это собрал вокруг себя учеников. В значительной степени на них потом была возложена та миссия, которую Он исполнял на земле.

Церковь устроена иерархически, и в каждой епархии правящий архиерей является источником церковной власти. Но успех работы архиерея, как и успех всей Церкви, во многом зависит от того, кто находится рядом с ним, кто помогает ему в трудах, как эти помощники способны воспринять исходящие от него сигналы и претворить в жизнь то, что он от них требует. К сожалению, часто архиерею приходится сталкиваться с тем, что он посылает один сигнал, а на этапе перехода этого сигнала от одного иерархического звена к другому он как-то рассеивается, и в итоге та задача, которая ставилась, либо не выполняется вообще, либо выполняется частично. От вас, лиц, находящихся в непосредственной близости к архиерею, в значительной степени зависит успех его работы, а от успеха работы архиереев и всего церковного дела вместе зависит настоящее и будущее нашей Церкви.

Те курсы повышения квалификации, которые вы прошли в Общецерковной аспирантуре и докторантуре, являются частью той программы повышения квалификации, которая задумана Святейшим Патриархом Кириллом и которая должна включать самые разные слои нашего церковного общества, начиная от самих архиереев, которые у нас садятся за парту и также внимательно и терпеливо слушают лекторов, и кончая приходскими работниками, теми, кто несет служение на приходах и в епархиях, специалистами в разных областях (например, церковными архивистами). Мы организуем курсы повышения квалификации для таких людей с тем, чтобы весь наш церковный организм работал более четко, более слаженно, и чтобы та реформа церковного управления, которая в течение последних нескольких лет осуществляется по инициативе Святейшего Патриарха, еще более успешно функционировала в нашем многомиллионном церковном сообществе».

Митрополит Иларион пожелал слушателям курсов помощи Божией трудах и заверил в том, что Общецерковная аспирантура и докторантура, которая является Патриаршей академией, готова и дальше оказывать им помощь в служении.

От имени группы слушателей секретарь епархиального управления Яранской и Лузской епархии архимандрит Владимир (Дяченко) поблагодарил митрополита Волоколамского Илариона за организацию курсов. «Та информация и опыт, которые мы получили в этих стенах, несомненно, принесут добрые плоды на нашем послушании», - заверил он. Также слова благодарности архимандрит Владимир адресовал и коллективу Общецерковной аспирантуры.

В рамках программы курсов с 20 по 24 апреля перед помощниками архиереев, прибывшими из тридцати епархий, выступили секретарь епархиального управления Санкт-Петербургской епархии протоиерей Сергий Куксевич («Организационная структура митрополии и епархии»), проректор по научной работе ОЦАД протоиерей Владимир Шмалий («Организация и проведение церковных конференций»), руководитель Службы протокола Святейшего Патриарха протоиерей Андрей Милкин («Церковный протокол»), руководитель пресс-службы Святейшего Патриарха диакон Александр Волков («Взаимодействие со СМИ»), заведующая Отделом канцелярии и архива по г. Москве инокиня Иоанна (Рыжкова) («Работа канцелярии Московской Патриархии»),  специалист Управления делами Московской Патриархии А.С. Брильков («Организационная структура Русской Православной Церкви»), заместитель заведующего кафедрой внешних церковных связей ОЦАД Мигель Паласио («Основы делового протокола»), генеральный директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино Е.Ю. Гениева («Культура речи: “Как слово наше отзовется”»), профессор Высшей школы финансов и менеджмента Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации М.М. Колонтай («Создание и организация команды») и другие специалисты.

Пресс-служба Общецерковной аспирантуры

 

 

 

ECR_1545.jpg

April 24, 2015 – the second advanced course for secretaries and assistants to bishops of the Russian Orthodox Church completed its work carried out by the Ss Cyril and Methodius Institute for Post-Graduate Studies (CMI) with the blessing of His Holiness Patriarch Kirill of Moscow and All Russia.

The CMI rector, Metropolitan Hilarion of Volokolamsk, head of the Moscow Patriarchate department for external church relations (DECR), presented the students with graduation certificates. Addressing their assembly in the DECR grand hall, he said:

‘The Church is often compared with a boat. For it to steer in the right direction, it needs a solid team. If everybody works for the same goal, then their energy is doubled and trebled and they reach their goal. When the Lord Jesus Christ came out to preach, the first thing He did was to gather disciples around Himself. It is on them that His mission on earth was to be placed. 

‘The Church is structured hierarchically, and in each diocese the ruling bishop is the source of church authority. The success of his work however, just as the success of the whole Church, depends in many ways on those who are next to him, who help him in his work. It also depends on how these helpers can take signals coming from him and implement what is required of them. Unfortunately, a bishop often has to encounter the fact that his signal on its way from one hierarchical level to another is somehow dispersed and the task he sets is either not fulfilled at all or fulfilled partially. It is on you who are in the closest proximity to the bishop that the success of his work depends to a considerable extent, and the success of the bishops’ work and the entire church task determines the present and future of our Church. 

The advanced course you have taken in our post-graduate and doctoral school is a part of the extension program which has been conceived by His Holiness Patriarch Kirill and which is to involve various sections of our church society beginning from bishops themselves, who begin to learn, attentively and patiently listening to the lecturers, to parish workers who serve in parishes and dioceses as specialists in diverse areas, such as church archivists. We organize advance courses for such people so that our entire church organism could work more efficiently and in a well-coordinated way and so that the reform of church governance, which has been implemented for the last few years at the initiative of His Holiness the Patriarch, could function more successfully in our millions-strong church community’. 

Metropolitan Hilarion wished the students God’s help in their work and assured them that the Institute, which is a Patriarchal Academy, is ready to continue assisting them in their service.

Speaking on behalf of the students, Archimandrite Vladimir (Dyachenko) thanked Metropolitan Hilarion for the organization of the courses. ‘The information and experience we have received in these walls will certainly bring forth good fruit in our service’, he assured the metropolitan. He also thanked the team of the Institute. 

During the courses, which took place from April 20 to 24, the bishops’ assistants who came from 30 dioceses, heard the lecture of Archpriest Sergiy Kuksevich, secretary of the St Petersburg diocesan administration, on ‘Organizational Structure of the Metropolia and the Diocese’; Archpriest Vladimir Shmaliy, CMI pro-rector for research work, on ‘Organization and Conduct of Church Conferences’; Archpriest Andrey Milkin, head of the patriarchal protocol service, on ‘Church Protocol’; Deacon Alexander Volkov, head of the Patriarchal Press Service, on ‘Cooperation with the Mass Media’; Sister Ioanna Kyzhkova, Office of the Moscow Patriarchate, on ‘The Work of the Office of the Moscow Patriarchate’; Mr. A. Brilkov, specialist of the Moscow Patriarchate Office, on ‘Organizational Structure of the Russian Orthodox Church’; Mr. M. Palacio, deputy head of the CMI Chair of External Church Relations, on ‘Basic Business Protocol’; Ms. Ye. Geniyeva, general director of the Rudomino Russian National Library of Foreign Literature, on ‘The Culture of Speech: How Our Word will Resound’; Prof. M. Kolontai, Russian Academy of National Economy and Public Service, on ‘Team Creation and Organization’, and by other specialists.

CMI Press Service

 

 

 

brot_fuer_die_welt[1].png15 апреля 2015 года докторант Тюбингенского университета, выпускник ОЦАД диакон Сергий Черкасов принял участие в семинаре «Православные и ориентальные Церкви», проходившем в евангелической благотворительной организации «Brot für die Welt» (г. Берлин).

Семинар проводился в рамках образовательной программы для сотрудников различных подразделений «Brot für die Welt» и имел целью обзорное знакомство с основными историческими этапами, богословскими понятиями, каноническим устройством и современным положением Православных и ориентальных Церквей.

Диакон Сергий Черкасов был приглашен на семинар как стипендиат данной организации в качестве докладчика и осветил в своем выступлении заявленные темы.

В ходе семинара участники имели возможность поделиться впечатлениями от соприкосновения с православным богослужением и задать вопросы. Аудиторию особенно интересовали проблемы соотношения либерализма и консерватизма, церковно-государственных отношений в Православных Церквах, а также тема церковной символики.

В заключение слушатели высказали пожелание провести впоследствии ряд образовательных мероприятий, на которых можно было бы углубленно рассмотреть различные аспекты Православия.

Пресс-служба Общецерковной аспирантуры

 

WP_20150415_006.jpgC 13 по 17 апреля 2015 года в Москве состоялась XXII Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2015». Всего в форуме приняли участие 8500 человек, предоставивших свои доклады.

15 апреля на конференции в рамках работы секции «Политические науки» и подсекции «Государственная политика» выступил студент 2-го курса магистерской программы кафедры внешних церковных связей Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия Владимир Тарасов с докладом на тему «Церковная дипломатия в современной системе международных отношений».

В докладе были озвучены несколько определений феномена церковной дипломатии, даны основные ее характеристики, рассмотрен исторический аспект внешней политики Святого Престола и дипломатической деятельности Московского Патриархата, как международных акторов. Также были освещены актуальные цели, задачи и направления дипломатической деятельности Русской Православной Церкви.

***

Форум «Ломоносов» проводится на базе Московского государственного университета с 1993 года. В этом году конференция проходила по 35 секциям, отражающим основные направления современной фундаментальной и прикладной науки. На участие в конференции было подано более 12 000 заявок из 42 стран мира и 83 регионов Российской Федерации, 8500 из которых успешно прошли экспертный отбор и были представлены в виде научных докладов.

Пресс-служба Общецерковной аспирантуры

 

IMG_2623.jpg20 апреля 2015 года в Москве по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия начали работу недельные курсы повышения квалификации для секретарей и помощников архиереев Русской Православной Церкви.​ Лекции проходят в Отделе​ внешних церковных связей​.​

​Слушателей, прибывших из тридцати епархий​,​ приветствовал проректор по учебной работе ОЦАД иеромонах Иоанн (Копейкин). «Данный курс лекций ​организован в рамках Патриаршей программы повышения квалификации для высшего и среднего кадрового резерва Русской Православной Церкви, – пояснил он. – Аспирантура занимается подобными программами с момента своего основания (с 2009 года). ОЦАД была создана как специальное высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, где, в первую очередь, получают образование сотрудники синодальных и епархиальных отделов. Поэтому кроме обычного для духовного заведения набора кафедр, мы стали работать над созданием совсем новых программ для Русской Церкви​. Святейший Патриарх Кирилл и ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Иларион​​ не раз подчеркивали, что эти программы уникальны для православного мира. Курсы призваны помочь всем нам эффективнее выполнять свою работу на местах».

​В ​открытии курсов также ​приняли участие заместитель заведующего кафедрой внешних церковных связей ОЦАД М​игель​ Паласио, заместитель директора Центра «Религия и общество» РАНХиГС М.Г. Кумаритова, ​руководитель проектов ОЦАД И.А. Парфенов​ и ​пресс-секретарь ОЦАД Н.А. Федотова.

В рамках учебной программы высококвалифицированные специалисты синодальных отделов и епархий поделятся опытом организации церковного делопроизводства, мероприятий, взаимодействия со СМИ. ​Преподаватели столичных вузов расскажут о последних разработках в области ​управления и коммуникации, организации рабочего времени, протокола, а также значении культуры речи для деятельности помощников глав епархий.

Курсы ​продлятся до 24 апреля.​​

Пресс-служба Общецерковной аспирантуры

16.pngВ первом номере журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом» за 2015 год опубликованы результаты исследовательского проекта «Разработка новой методологии диалога и взаимодействия религии и науки в России», реализованного в 2013-2014 гг. на базе кафедры общественных наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия при поддержке Фонда Джона Темплтона.

От редакции журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом»

Основной раздел настоящего выпуска журнала — с главной темой «Диалог науки и религии: новые ракурсы» — мы предоставили для публикации материалов исследовательского проекта «Разработка новой методологии диалога и взаимодействия религии и науки в России». Проект был реализован в 2013 – 2014 гг. научно-образовательным учреждением Русской Православной Церкви «Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия» при поддержке Фонда Джона Темплтона, одной из задач которого является поощрение усилий, направленных на взаимопонимание, диалог и сотрудничество между представителями научного и религиозного сообществ.

Обычно, когда речь заходит о диалоге науки и религии, имеется ввиду прежде всего встреча ученых, представляющих «научную картину мира», с богословами как экспонентами религиозного взгляда на мир. В таком контексте «наука» сводится к комплексу так называемых естественных и точных наук, а «религия» выступает в качестве оппонента сциентизма как светского мировоззрения (опирающегося по крайней мере на «методологический атеизм»). Участники проекта поставили задачу уйти от этого узкого подхода и попытаться обнаружить иные ракурсы, позволяющие увидеть соотношение науки и религии не только в перспективе познания мира, но и с точки зрения их социокультурных и социопсихологических ролей, учитывая при этом присущие им формы рациональности, а также этосы научного и религиозного сообществ.

Указанный проект осуществлялся исследовательской группой, участники которой — выходцы как из естественнонаучной, так и гуманитарной среды — специализируются в разных областях: история дискурса «наука и религия», философия науки, философия религии, а также православное богословие. В сфере внимания находились, с одной стороны, фундаментальные вопросы соотношения науки и религии, а с другой — согласно заявленной теме — вопрос о современном состоянии и перспективах развития диалога и взаимодействия религии и науки именно в России. Под «религией» в данном случае понималось христианство с особым акцентом на его православной конфессиональной специфике, поскольку инициатором проекта выступила православная научно-образовательная институция.

Соответственно, публикации «Главной темы» следует воспринимать не только как авторские научные статьи, но прежде всего как опыты экспонирования религиозных и светских позиций в рамках указанного группового исследовательского проекта. При этом в представленных текстах реализованы различные подходы к рассматриваемому вопросу о соотношении науки и религии: философский, исторический, религиоведческий, социологический и теологический.

Так, статья Владислава Раздъяконова посвящена институциональной истории развития диалогического направления дискурса «наука и религия» в постсоветской России, но содержит также информацию о предыстории этого направления в дореволюционный и советский периоды. Автор представляет «карту» отечественных исследовательских центров, занимающихся вопросами диалога науки и религии с различных позиций, а также предлагает рекомендации по дальнейшему развитию диалога.

Владимир Катасонов демонстрирует взгляд на соотношение науки и религии с религиозно-богословской точки зрения, реализуя при этом как исторический, так и систематической подход. В данном случае мы имеем дело с одной из возможных современных конфессиональных позиций, опирающихся не только на собственно религиозные основания, но и на глубокое знание истории новоевропейской науки и ее конститутивных принципов.

Статья Светланы Коначевой представляет собой пример иного подхода к теме. В ней речь идет о специфике религиозного мышления, которая выявляется посредством различных моделей ее философского осмысления. Исследуя роль метафоры в современной религиозной мысли и показывая, как метафорический язык выступает альтернативой понятийному, автор предлагает новые подходы к диалогу науки и религии, предполагающие понимание их принципиальной инаковости, но при этом не исключающие их возможного «слияния в аспекте прояснении ситуации человека в мире».

Другой взгляд на проблему диалога науки и религии представлен в статье Григория Гутнера, которая посвящена различию способов мышления, присущих современной науке и христианской традиции. Автор прослеживает эволюцию «научной парадигмы», делая акцент на этосе как научного, так и христианского сообщества, и в результате обозначает позицию, позволяющую одновременно противопоставлять и сополагать соответствующие способы мышления, что открывает новые перспективы для диалога носителей научного и религиозного разума.

Тема «этоса» — существенная для понимания того, как функционирует любая рациональность (научная, религиозная или иная), — получает развитие в статье Константина Антонова. Рассматривая религиозное мышление, автор различает два его основных типа, определяемые этосом «веры» и этосом «религиозного опыта». Исходя из этого различения, а также выявляя четыре базовые формы рациональности, он предлагает систематический подход к вопросу о соотношении религии и науки, указывая как на конфликтогенные факторы, так и на благоприятные возможности их мирного сосуществования. При этом в центре внимания находится «ценность рациональности», которая может быть общей основой для диалога и взаимодействия науки и религии.

Дальнейшее расширение спектра подходов к рассматриваемой теме происходит при взгляде на религию и науку с точки зрения их общественных функций. Способна ли религия наравне с наукой вносить содержательный вклад в публичные дискуссии? Должно ли научное сообщество уважать этот вклад, и если да, то почему? К этим вопросам, которые сегодня находятся в центре внимания социологии и политической науки, обращается в своей статье Дмитрий Узланер. Он рассматривает некоторые аспекты социополитического измерения науки и религии, неразрывно связанного с их эпистемологическим статусом, что некоторым образом возвращает дискуссию к исходному противостоянию двух «когнитивных позиций». При этом автор специфицирует свои рассуждения применительно к российской ситуации — в исторической и в актуальной перспективе.

Блок материалов главной темы завершает статья, написанная кураторами указанного исследовательского проекта, в которой авторы подводят итоги состоявшейся дискуссии и обозначают новые ракурсы и возможные направления диалога науки и религии в современном российском контексте. Специфика этого текста опять же заключается в том, что он является не столько выражением позиции авторов, сколько обобщением интеллектуальной работы, проделанной в рамках проекта, цель которого состояла прежде всего в нахождении новых подходов к развитию того диалога, который уже происходил в разных форматах в постсоветский период. Участники проекта пришли к выводу о полезности расширения и усложнения диалога — как в силу исчерпанности старых подходов, так и ввиду необходимости учитывать ранее игнорируемые измерения «науки» и «религии».

Предоставляя в нашем журнале место для публикации материалов указанного исследовательского проекта, в которых мы слышим как «светские», так и «религиозные» голоса, мы преследуем цель способствовать взаимоуважительному и продуктивному диалогу представителей различных мировоззрений и точек зрения — в рамках свободной и взвешенной академической дискуссии.

Полный текст номера можно скачать на сайте журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом».

 

Пресс-служба Общецерковной аспирантуры

 

16.png

The magazine ‘State, Religion, Church Inside and Outside Russia’ in its Issue 1 publishes the findings of the research project ‘Development of a New Methodology of Dialogue and Cooperation Between Religion and Science in Russia’. This project was implemented in 2013-2014 by the Chair of Social Sciences of the Ss Cyril and Methodius Institute of Post-Graduate Studies (CMI) with the support of the John Templeton Foundation.

The editorial board of the magazine writes:

The main section of this issue with its primary theme ‘Dialogue of Science and Religion: New Perspectives’ is given to the papers of the research project ‘Development of a New Methodology for Dialogue and Cooperation Between Religion and Science in Russia’. This project was carried out in 2013-2014 by the academic and educational institution of the Russian Orthodox Church – the Ss Cyril and Methodius Institute of Post-Graduate Studies, with the support of the John Templeton Foundation, which sets as one of its tasks to encourage efforts for promoting mutual understanding, dialogue and cooperation between representatives of the scientific and religious communities.

Usually, when it comes to dialogue between science and religion, what is meant is first of all an encounter between scientists who present ‘a scientific picture of the world and theologians as exhibitors of religious worldview. In this context, ‘science’ is reduced to a set of the so-called natural and exact sciences while ‘religion’ appears as an opponent of scientism as secular worldview (based at least on ‘methodological atheism’). The participants in the project set themselves the task to abandon this narrow approach and try to find other perspectives which see the science-religion relationship not only in the perspective of knowledge of the world but also from the perspective of their socio-cultural and socio-psychological roles, taking into account their characteristic forms of rationality as well as the ethoses of the scientific and religious communities.

This project was implemented by a research group with participants coming from both natural sciences and humanities, who specialize in various fields including the history of the science-religion discourse, philosophy of science, philosophy of religion, and Orthodox theology. They focused on fundamental questions of the science-religion relationship, on the one hand, and the problem of today’s situation and prospects for developing dialogue and cooperation between religion and science precisely in Russia, on the other. In this case ‘religion’ was understood as Christianity with a special emphasis on its Orthodox confessional specifics since it was an Orthodox academic and educational institution that initiated the project.

Accordingly, the publication of the ‘Main Theme’ should be seen not only as authors’ academic articles but, in the first place, as an experience of exposing religious and secular attitudes within a group research project. At the same time, the texts presented here are written from various approaches to the problem of science-religion relationship: philosophical, historical, sociological, theological, and from the point of view of religious studies.

Thus, the article by Vladislav Razdyakonov is devoted to the institutional history of the development of dialogic area in the science-religion discourse in the post-Soviet Russia, but also contains information about the prehistory of this discourse in the pre-revolutionary and Soviet periods. The author presented a ‘map’ of Russian research centers engaged in science-religion dialogue from various viewpoints and offers recommendations for further development of the dialogue.

Vladimir Kasatonov demonstrates a view of the science-religion relationship from the religious-theological perspective, realizing both historical and systemic approach. In this case, we deal with one of the possible modern confessional positions resting not only upon religious foundations proper but also upon a deep knowledge of the history of new European science and its constitutive principles.

The article by Svetlana Konacheva represents an example of a different approach to the problem. She speaks of the specifics of religious thinking revealed through various models of its philosophical understanding. Studying the role of metaphor in the modern religious thought and showing how the metaphorical language acts as an alternative to the notional language, she offers new approaches to the science-religion dialogue presupposing the awareness of their fundamental difference while not excluding their possible ‘merger in clarifying of the situation of the human being in the world’.

A difference view of the problem of science-religion dialogue is presented in the article by Grigory Gutner dealing with a difference in the ways of thinking characteristic of modern science and Christian tradition. He traces the evolution of the ‘scientific paradigm’ putting an emphasis on the ethos of both the scientific and Christian communities, thus outlining a position making it possible at the same time to oppose and harmonize their ways of thinking, which opens up new perspectives for dialogue between the bearers of scientific and religious minds.

The theme of ‘ethos’ appears to be essential for understanding how any rationality – scientific, religious or other – is developed in the article by Constantine Antonov. Considering the religious thinking, he distinguishes between the two of its basic types defined by the ethos of ‘faith’ and the ethos of ‘religious experience’. On the basis of this distinction and identifying four basic forms of rationality, he offers a systematic approach to the problem of science-religion relationship, pointing out both the conflict-generating factors and favourable possibilities for their peaceful coexistence. In doing so, he focuses on the ‘value of rationality’ which can be a common basis for dialogue and cooperation between science and religion.

The range of approaches to the problem under consideration is further extended by a view of religion and science from the perspective of their social functions. Can religion equally with science make a meaningful contribution to public debates? Should the scientific community respect this contribution? If yes, why? These are the questions, on which sociology and political science are focused today, addressed by Dmitry Uzlaner in his article. He considers some aspects of the socio-political dimension of science and religion as closely bound up with their epistemological status – which somewhat brings the discussion back to the initial opposition of the two ‘cognitive positions’. At the same time, the author specifies his reasoning as applied to the Russian situation in historical and modern perspectives.

The papers devoted to the main theme end in an article written by the curators of this research project. They sum up the discussion and outline new perspectives and possible directions of the science-religion dialogue in today’s Russian context. The specificity of this text lies in that it represents not so much an expression of the author’s attitude as a generalization of the intellectual work carried out under the project whose aim primarily to find new approaches to the development of the dialogue that has already been undertaken in various formats in the post-Soviet period. The project participants came to the conclusion that it would be useful to broaden the dialogue and make it more complex both because the old approaches have been exhausted and the previously ignored dimensions of ‘science’ and ‘religion’ should be considered.

By giving a space in our magazine to the papers produced under this research project, in which we hear both ‘secular’ and ‘religious’ voices, we pursue the aim to promote a mutually respectful and productive dialogue between representatives of different worldviews and viewpoints in a free and well-considered academic discussion.

CMI Press Service

stavropol.jpg3-4 апреля 2015 года по благословению митрополита Волоколамского Илариона делегация Общецерковной аспирантуры и докторантуры в составе заведующего кафедрой богословия А.Р. Фокина и сотрудника И.А. Парфенова посетила Ставропольскую духовную семинарию.

3 апреля представители ОЦАД встретились с проректором игуменом Алексием (Смирновым). В тот же день в актовом зале духовной школы члены делегации выступили перед студенческо-преподавательской корпорацией и рассказали о деятельности Общецерковной аспирантуры и Комиссии по регулированию студенческого обмена.

Затем состоялась встреча членов делегации с ректором Ставропольской духовной семинарии митрополитом Ставропольским и Невинномысским Кириллом. Во встрече также приняли участие секретарь епархиального управления протоиерей Александр Гомзяк и проректор семинарии игумен Алексий. Представители ОЦАД рассказали митрополиту Кириллу о научно-образовательных и издательских проектах ОЦАД. Также обсуждались перспективы сотрудничества двух учебных заведений.

4 марта профессор А.Р. Фокин прочитал цикл лекций по триадологии для студентов семинарии и слушателей катехизаторских курсов.

 

 

Пресс-служба Общецерковной аспирантуры

ECR_7774.jpg1 апреля 2015 года завершили работу V курсы повышения квалификации для новопоставленных архиереев Русской Православной Церкви, организованные по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых Кирилла и Мефодия. 

 

В преддверии открытия курсов, 22 марта 2015 года, в Неделю 4-ю Великого поста, в день памяти преподобного Иоанна Лествичника, слушатели курсов сослужили управляющему делами Московской Патриархии митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию за Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. 

В рамках учебной программы с лекциями выступили: председатель Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий («Вопросы канонизации и сохранения памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской»), управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий («Взаимодействие с Управлением делами Московской Патриархии»), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион («Внешние связи Русской Православной Церкви», «Всеправославный Собор»), председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий («Специфика церковно-государственных отношений в сфере образования. Правовая регламентация религиозно-образовательной деятельности епархии»), митрополит  Нижегородский и Арзамасский Георгий («Особенности организации епархиальной жизни и управления (на примере Нижегородской митрополии)»), председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон («Проблемы современных церковно-государственных отношений в сфере социальной работы»), руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий («Подготовка визита Святейшего Патриарха в епархию. Вопросы протокола. Церковный и светский этикет. Церковная одежда и внешний вид архиерея»), председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин («Позиции Церкви и актуальные проблемы в сфере взаимоотношений с Государством и обществом»), председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда («Ключевые аспекты организации информационной работы в епархии»), заместитель управляющего делами Московской Патриархии  архимандрит Савва (Тутунов) («Методы и результаты проведения дискуссий вокруг межсоборных проектов. Обзор решений органов Высшего Церковного Управления в 2009-2013 гг.»), заместитель председателя Патриаршей наградной комиссии протоиерей Александр Абрамов («Работа Патриаршей наградной комиссии. Положение о наградах Русской Православной Церкви. Оформление документов»), руководитель юридической службы Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега) («Юридическо-правовое консультирование»), заведующая Отделом канцелярии и архива по г. Москве инокиня Иоанна (Рыжкова) («Основы канцелярской работы и делопроизводства»), заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Московской духовной академии протоиерей Владислав Цыпин, представитель Патриаршего совета по культуре иеромонах Зосима (Мельник) («Вопросы сохранения культурного наследия. Взаимоотношения Церкви и музейного сообщества»), директор Департамента внешнеполитического планирования Министерства иностранных дел России А.А. Токовинин («Актуальные проблемы внешней политики и роль религиозных организаций»), генеральный директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино Е.Ю. Гениева («Межкультурная коммуникация: задачи, проблемы, роль Церкви»).

Цикл лекций, посвященных современным методикам в административном управлении  и организации экономической деятельности, были представлены слушателям в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

По итогам V курсов повышения квалификации для новопоставленных архиереев ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Иларион вручил слушателям дипломы. 

 

Пресс-служба Общецерковной аспирантуры

 

DSC_8524.jpg31 марта 2015 года по благословению митрополита Волоколамского Илариона в конференц-зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия состоялась встреча учащихся и преподавателей ОЦАД с доктором филологических наук, президентом факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова, заслуженным профессором МГУ С.Г. Тер-Минасовой. Встреча была подготовлена кафедрой внешних церковных связей.

Президент факультета иностранных языков и регионоведения МГУ выступила с лекцией на тему: «Язык, культура и национальная безопасность». Рассматривая отрывки из классической литературы, пословицы, цитаты из периодических изданий разных стран, С.Г. Тер-Минасова обратила внимание слушателей на роль языка в личностном развитии, формировании образа нации и межкультурной коммуникации.

«Каждый язык заряжен культурой. Они неразделимы, – отметила лектор. – Мы не осознаем до какой степени мы – продукты и пленники своего родного языка. Потому что язык не только зеркало, отражающее действительность (к тому же кривое). Искривление идет через менталитет и культуру».

«У каждого народа свое видение мира, которое навязано ему языком от предшествующих поколений. Язык – это инструмент культуры. Он творит личность. Он отражает мир и творит нас», – продолжила известный лингвист.

Президент факультета иностранных языков и регионоведения МГУ призвала внимательно относиться к своей речи. «Язык как дыхание: мы все дышим, но никто из нас об этом не думает, потому что это часть нашего «Я». Он формирует нацию».

В завершение лекции С.Г. Тер-Минасова передала в дар библиотеке Общецерковной аспирантуры и докторантуры ряд своих книг и ответила на вопросы.

Пресс-служба Общецерковной аспирантуры

 

 

dsc_0761_.jpg30 марта 2015 года перед слушателями курсов повышения квалификации для новопоставленных архиереев выступил председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. В своем выступлении владыка отметил, что для организации эффективной церковной социальной работы необходимо взаимодействие со светскими организациями, общественностью и государственной властью.

Епископ Пантелеимон начал свое выступление с краткого обзора церковно-государственных отношений в сфере социального служения. «Социальная деятельность Церкви за последнюю четверть века получила высокую оценку со стороны государства. Многие социальные проекты, которые Церковь начинала, потом стали использоваться государством, перенявшим церковный опыт», — сказал глава Синодального отдела по благотворительности. В первую очередь, это касается работы с наркозависимыми и бездомными.

По словам духовника службы «Милосердие», сегодня существует возможность заключать профильные соглашения с департаментами и органами власти.

Затем епископ Пантелеимон рассказал о принципах государственного финансирования социальных проектов.

В 2015 году был принят новый закон о социальном обслуживании. Он предполагает постепенный отказ государства от монополии на социальную деятельность и предоставление более широких возможностей для работы в этой сфере общественным и религиозным организациям, отметил епископ Пантелеимон. И церковные социальные службы смогут получать от государства компенсации в виде субсидий за оказание социальных услуг.

Помимо госфинансирования, еще одной формой получения средств на социальные проекты является краудфандинг (народное финансирование). В Москве созданы и действуют православная служба помощи «Милосердие» и «Общество друзей милосердия». В общество входят люди, которые готовы жертвовать одну сотую часть своих доходов на дела милосердия. По словам викария Святейшего Патриарха, на сегодняшний день таких людей более 5 тысяч, ежемесячно они жертвуют более 4 миллионов рублей.

«Когда мы собираем деньги на большой проект, важно разбить сумму на небольшие пожертвования», – рекомендовал епископ Пантелеимон. Также очень важно регулярно делать отчеты и демонстрировать результаты работы.

Духовник православной службы «Милосердие» рассказал слушателям курсов о проекте «Народный обед», который уже включает в себя 16 цехов фасовки обедов в различных городах. В этом проекте задействовано 4 тысячи добровольцев, которые в 2014 году раздали нуждающимся около миллиона порций обедов. Себестоимость каждого обеда очень низкая, так как продукты закупаются оптом у российских производителей по минимальным ценам, а упаковывать и фасовать их помогают добровольцы. В Марфо-Мариинской обители в Москве продуктовые наборы раздают бесплатно для подопечных службы «Милосердие» и для всех нуждающихся: малоимущих семей, инвалидов, стариков.

Нужно не только найти средства на социальную деятельность, но и привлечь к делам милосердия прихожан, создать сообщества добровольцев, считает епископ Пантелеимон.

Слушателям архиерейских курсов был показан видеосюжет о прошедшем в 2014 году в Москве ежегодном благотворительном празднике «Белый цветок», в котором принял участие Святейший Патриарх Кирилл. Средства, собранные в ходе благотворительной акции, были направлены на ремонт детского сада для детей-инвалидов православной службы помощи «Милосердие». Праздники Белого Цветка проходят и в других епархиях.

Синодальный отдел по благотворительности проводит обучение социальному служению в интернете, а также организует в Москве стажировки для сотрудников епархиальных социальных отделов. Руководитель направления дистанционного обучения Игорь Куликов продемонстрировал слушателям курсов основные разделы сайта Диакония.ру, рассказал об онлайн-семинарах и курсах для социальных работников.

В завершение лекции епископ Пантелеимон подчеркнул важность непосредственного участия архиерея в развитии социального служения в его епархии и отметил, что пример участия в делах милосердия показывает Святейший Патриарх Кирилл.

Все присутствовавшие получили методические пособия, изданные Синодальным отделом по благотворительности, а также были ознакомлены с документами, регулирующими деятельность Русской Православной Церкви в сфере социального служения, сообщает сайт Диакония.ru.

Пресс-служба Общецерковной аспирантуры

 

3005741_b.jpg28 марта 2015 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион, посетивший Казань для участия в торжествах по случаю 1000-летия преставления святого князя Владимира, совершил Всенощное бдение в храме Казанской православной духовной семинарии.

У входа в семинарский храм во имя праведного Иоанна Кронштадтского владыку встречал ректор духовной школы игумен Евфимий (Моисеев).

Вместе с митрополитом Волоколамским Иларионом богослужение совершили митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий, епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий. В числе сослужащих были игумен Евфимий (Моисеев), сотрудники ОВЦС священник Димитрий Сафонов и диакон Александр Карзан, а также  преподаватели Казанской духовной семинарии в священном сане.

За богослужением пели праздничный мужской хор семинарии под руководством Александра Федотова и молодежный смешанный хор под руководством Натальи Комар.

После службы состоялась встреча митрополита Волоколамского Илариона с воспитанниками и преподавателями семинарии. Его выступление было посвящено образовательным стандартам современных духовных школ. Речь также зашла о деятельности рабочих групп, которые трудятся над созданием новых учебных пособий по различным дисциплинам; их работу  поручено курировать митрополиту Илариону. В частности, Владыка подробно рассказал о группе, готовящей учебник по Новому Завету.

В завершение встречи архипастырь ответил на вопросы студентов и педагогов Казанской духовной семинарии.

Служба коммуникации ОВЦС/ Пресс-служба Общецерковной аспирантуры

 

forum.php.jpg28 марта 2015 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом на заключительном пленарном заседании Всероссийской научно-практической конференции «Цивилизационный выбор народов России», которая прошла в Казанском федеральном университете в рамках торжеств, посвященных 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира.

Тема выступления архипастыря – «Вера − формирующая сила и основа цивилизационной стабильности государства».

На полях форума состоялась беседа митрополита Волоколамского Илариона с ректором Казанского федерального университета И.Р. Гафуровым. В ходе встречи стороны отметили важность духовного развития молодого поколения и обсудили перспективы возможного сотрудничества между Казанским университетом и Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых Кирилла и Мефодия.

***

Всероссийская научно-практическая конференция «Цивилизационный выбор народов России» прошла в Казани 27−28 марта 2015 года. Организаторами форума выступили Казанская духовная семинария, Казанский федеральный университет, Российский исламский институт, Институт востоковедения Российской академии наук.

В числе тем, которые оказались в центре внимания участников конференции, − цивилизационный выбор как непрерывный исторический процесс; цивилизация, культура, религия: типология взаимосвязей; исламо-христианское пограничье на пространстве России; межконфессиональные связи в едином культурном пространстве России; традиционные религии России перед вызовами религиозного радикализма; объекты культурного наследия как элементы конфессионального пространства Среднего Поволжья; богословское и религиозно-философское осмысление исторического пути России; секулярное и религиозное мировоззрения  в духовном пространстве России.

Мероприятие состоялось в соответствии с соглашением о взаимном сотрудничестве между Казанским федеральным университетом, Казанской православной духовной семинарией, Российским исламским институтом и Институтом востоковедения Российской академии наук в рамках торжеств по случаю 1000-летия преставления святого князя Владимира – Крестителя Руси.

Служба коммуникации ОВЦС/ Пресс-служба Общецерковной аспирантуры

 

Научно-образовательная теологическая ассоциация Патриархия - сайт Церковь и время Учебный комитет Богослов.RU