НОВОСТИ

×

Ошибка

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/10_oct/27 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/10_oct/25 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/10_oct/26 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/10_oct/24 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/10_oct/23 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/10_oct/22 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/10_oct/21 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/10_oct/20 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/10_oct/19 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/10_oct/17 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/10_oct/16 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/10_oct/18 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/10_oct/15 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/10_oct/14 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/10_oct/13 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/10_oct/27/ _08.jpg'

  _08.jpg23 октября 2013 года в Московском государственном институте международных отношений (Университете) МИД России председатель Отдела внешних церковных связей, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион и ректор МГИМО А.В. Торкунов подписали соглашение о сотрудничестве между двумя учебными заведениями. Документ был подписан во время встречи председателя ОВЦС с преподавателями и студентами вуза.

{gallery}stories/news2013/10_oct/27{/gallery}

Во встрече приняли участие: проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры (ОЦАД) протоиерей Владимир Шмалий; секретарь по делам дальнего зарубежья Отдела внешних церковных связей, заместитель заведующего кафедрой внешних церковных связей ОЦАД протоиерей Сергий Звонарёв; сотрудник Секретариата по делам дальнего зарубежья ОВЦС Е.И Мурог.

На встрече также присутствовали настоятель строящего при МГИМО храма протоиерей Игорь Фомин, декан факультета международной журналистики МГИМО Я.Л. Скворцов; заведующий кафедрой философии МГИМО А.В. Шестопал; начальник Управления международных образовательных программ МГИМО Е.В. Андреев, другие представители руководства, профессорско-преподавательской корпорации вуза, студенты.

В приветственном слове ректор Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России А.В. Торкунов поделился воспоминаниями о том, как в 2005 году он вместе с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне Патриархом Московским и всея Руси) поставили подписи под соглашением о сотрудничестве между МГИМО и филиалом аспирантуры Московской духовной академии, действовавшем при Отделе внешних церковных связей. Ректор МГИМО с удовлетворением отметил, что на протяжении всех лет с момента подписания документа сотрудничество носило системный характер и имело предметное содержание.

«Считаю главным результатом сотрудничества то, что наши студенты во все большей степени приобщаются к духовным ценностям Православия», — сказал А.В. Торкунов, упомянув строящийся при вузе Александро-Невский храм, который посещают как студенты МГИМО, так и жители района. По словам ректора, студенты стремятся реализовывать прививаемые им духовные ценности в конкретных делах, например, берут шефство над детскими домами.

Важным является соработничество светских и духовных учебных заведений по линии образования, подчеркнул ректор. Он высоко оценил труды митрополита Илариона в сфере международной и внешнецерковной деятельности, а также духовно-просветительскую работу, которую ведет владыка, в частности, создаваемые им телевизионные передачи и документальные фильмы.

Митрополит Иларион кратко рассказал о деятельности возглавляемой им Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. По словам владыки, ОЦАД призвана составить высшее звено в образовательной системе Русской Православной Церкви.

В настоящее время в Общецерковной аспирантуре и докторантуре действуют несколько образовательных программ. Прежде всего, это докторская программа, которой еще недавно не было в системе церковного образования: «В дореволюционное и советское время докторской степени не существовало, она присуждалась, скорее, как почетная степень, которую давали выдающимся профессорам зачастую преклонного возраста и по совокупности трудов». Созданная в ОЦАД докторская программа существует в двух вариантах и учитывает тот факт, что светская система образования в России постоянно трансформируется. Действует докторская программа, ориентированная на современные российские научные стандарты. Для защиты таких диссертаций создан Общецерковный диссертационный совет, в работе которого, согласно стандартам ВАК, принимают участие семнадцать докторов наук. Помимо того в ОЦАД есть докторская программа PhD, ориентированная на западные стандарты докторских диссертаций и осуществляемая совместно с различными университетами Западной Европы и США.

При ОЦАД действует аспирантская программа подготовки диссертаций на степень кандидата богословия. Также открыто магистерское отделение, готовящее кадры для Общецерковной аспирантуры, которое работает по двум профилям: «Христианские источники» (методология работы с библейскими, литургическими и святоотеческими первоисточниками) и «Внешние церковные связи».

«В нынешних условиях мы придаем международной проблематике очень большое значение. Многие наши студенты и аспиранты сегодня выбирают темы, связанные с внешней церковной деятельностью и с международной проблематикой в целом», − отметил владыка Иларион.

Митрополит Волоколамский Иларион и А.В. Торкунов подписали соглашение о сотрудничестве между Общецерковной аспирантурой и докторантурой и МГИМО(У) МИД России. Договором предусмотрено участие магистрантов, аспирантов и докторантов ОЦАД в учебных программах МГИМО и наоборот, сотрудничество в вопросах повышения научной квалификации, проведение совместных конференций, семинаров, круглых столов, экспертных совещаний, научных исследований, подготовка публикаций на темы, представляющие взаимный интерес, в том числе посвященных роли религиозного фактора в современной мировой политике и международных отношениях.

По словам председателя ОВЦС, подписание этого договора «знаменует очередной этап развития отношений между Русской Церковью и МГИМО», который выходит сейчас на новый уровень сотрудничества. Владыка выразил надежду, что это сотрудничество будет взаимополезным.

Митрополит Иларион передал в дар вузу образ святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси.

Участники встречи в МГИМО смогли услышать лекцию председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона, посвященную теме: «Религиозный фактор в международных отношениях». По окончании выступления архипастырь ответил на вопросы преподавателей и студентов.

Общецерковная аспирантура и докторантура/Служба коммуникации ОВЦС

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/10_oct/new-martyr-conf.jpg'

new-martyr-conf.jpgПо благословению митрополита Волоколамского Илариона 24-26 октября 2013 г. в Москве проходила международная конференция «Научно-богословское осмысление мученичества, исповедничества и массовых репрессий». Мероприятие было организовано Общецерковной аспирантурой и докторантурой при участии Новоспасского ставропигиального мужского монастыря и Мемориального научно-просветительского центра «Бутовский полигон». Финансовая поддержка конференции была обеспечена Фондом «Русский мир».

24 октября 2013 г. конференцию в Большом конференц-зале гостиницы «Даниловская» открыл программным докладом митрополит Волоколамский Иларион. Заседания первого дня завершились круглым столом о критериях канонизации новомучеников и исповедников в Малахитовом зале гостиницы «Даниловская».

{gallery}stories/news2013/10_oct/25{/gallery}

Во второй день работы, 25 октября 2013 г., заседания продолжились в Новоспасском монастыре г. Москвы. Председательствовал на заседаниях почетный гость конференции архиепископ Берлинский Марк. Прозвучало 15 пленарных докладов. Кроме того, состоялась презентация изданий Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, в том числе недавно выпущенного первого тома сборника «Воспоминания соловецких узников». В середине пленарного заседания докладчиков приветствовал наместник Новоспасского монастыря епископ Воскресенский Савва.

Завершились заседания второго дня конференции круглым столом, посвященным вопросам увековечения памяти новомучеников и жертв массовых репрессий. В круглом столе участвовали докладчики и члены оргкомитета конференции, а также директор Государственного музея современной истории России С.А. Архангелов, научные сотрудники музея, член Совета по правам человека при Президенте РФ С.В. Кривенко и другие общественные деятели.

{gallery}stories/news2013/10_oct/26{/gallery}

Третий день конференции ознаменовался совершением Божественной литургии в храме новомучеников и исповедников российских на Бутовском полигоне. Богослужение состоялось по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Его возглавил участник конференции епископ Гомельский и Жлобинский Стефан, председатель Комиссии по канонизации Белорусского экзархата. Ему сослужили семь архиереев – участников курсов повышения квалификации для архипастырей новообразованных епархий, а также участники конференции в священном сане.

По окончании богослужения настоятель храма протоиерей Кирилл Каледа провел экскурсию для архипастырей и участников конференции по комплексу Бутовского полигона. Затем состоялась презентация мемориального центра «Бутово» и заключительный круглый стол. На нем были оглашены подготовленные по итогам трехдневных заседаний форума тезисы, которые после редакционной доработки должны составить резолюцию конференции.

Всего в работе форума в течение трех дней приняло участие от 200 до 250 человек. Оргкомитет конференции продолжает свою работу и планирует подготовить к печати сборник докладов и стенограмм круглых столов конференции.

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/b_800_600_0_0___images_stories_news2012_10_oct_dayf-1.jpg'

b_800_600_0_0___images_stories_news2012_10_oct_dayf-1.jpg

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 11 по 15 ноября сего года Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия проводит курсы референтов епархиальных управлений и личных секретарей архиереев.

Основная задача кратковременных курсов – в сжатые сроки дать четкое представление об организации работы делопроизводства и референтуры епархиального управления, взаимодействия не только с церковными, но и со светскими средствами массовой информации, научиться доносить до общества основные события церковной жизни доступным и грамотным языком, квалифицированно готовить для управляющих епархиями аналитические обзоры и справочные материалы. В курс лекций входят вопросы церковного протокола.

В рамках курсов с лекциями выступят сотрудники Синодальных учреждений Русской Православной Церкви, представители светской и богословской науки, а также профессора Общецерковной аспирантуры и докторантуры и московских вузов. Слушатели побывают с экскурсиями в церковных и правительственных учреждениях.

По окончанию обучения слушателям выдаются удостоверения о повышении квалификации установленного образца.

К участию в курсах в качестве слушателей приглашаются помощники, личные секретари руководителей и референты епархиальных управлений, викариатств, монастырей Русской Православной Церкви

За дополнительной информацией просим обращаться по адресу электронной почты: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. или по телефонам (495) 721-80-23, 721-80-35.

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/08_aug/new_martyr.jpg'

new_martyr.jpg

В ходе Первой мартирологической конференции Общецерковной аспирантуры и докторантуры вечером 24 октября 2013 г. в Малахитовом зале гостиницы «Даниловская» прошел круглый стол, посвященный проблемам канонизации новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Председательствовали на круглом столе архиепископ Берлинский Марк и епископ Гомельский Стефан. Сомодераторами выступили главный редактор портала «Богослов.Ру» протоиерей Павел Великанов и ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» С.В. Чапнин. На заседании присутствовали и принимали участие в дискуссии члены Оргкомитета конференции, представители синодальных и духовно-учебных учреждений, ученые и общественные деятели, в том числе архимандрит Ианнуарий (Недачин), протоиерей Владимир Воробьев, протоиерей Сергий Правдолюбов, протоиерей Владислав Цыпин, протоиерей Максим Козлов, игумен Арсений (Соколов), протоиерей Кирилл Каледа, протоиерей Олег Митров, протоиерей Илия Шапиро, священник Максим Плякин, А.И. Мраморнов, И.В. Гарькавый, А.Г. Кравецкий, И.И. Ковалева, Т.В. Петрова, Л.А. Головкова и др.

В ходе круглого стола были обсуждены существующие препятствия на пути к канонизации святых, вопросы почитания новомучеников при жизни и после смерти, вопросы достоверности следственных дел. Был затронут педагогический аспект почитания новомучеников. Дискуссии круглого стола были горячими, однако в ходе проведения заседания удалось выработать первые тезисы к итоговому документу конференции.

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/10_oct/rhga.jpg'

rhga.jpg24 октября 2013 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялась встреча председателя ОВЦС, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополита Волоколамского Илариона с ректором Русской христианской гуманитарной академии профессором Д.К. Бурлакой.

Митрополит Иларион высоко оценил научную, образовательную, просветительскую и издательскую деятельность РХГА, а также отметил значимость Академии как авторитетной площадки для ведения академического, межконфессионального и гражданского диалога.

 Митрополит Иларион с удовлетворением отметил успешное развитие сотрудничества между Общецерковной аспирантурой и докторантурой и Русской христианской гуманитарной академией на основе договора о сотрудничестве, подписанного 1 июня 2010.

В ходе встречи ректоры подписали дополнительное соглашение о сотрудничестве, регламентирующее новые формы совместных образовательных и научных программ, в частности, касающиеся магистратуры.

Во встрече принял участие протоиерей Владимир Шмалий, проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры.

{gallery}stories/news2013/10_oct/24{/gallery}

Служба коммуникации ОВЦС

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/10_oct/mifi3.jpg'

mifi3.jpg22 октября 2013 года в Национальном исследовательском ядерном университете МИФИ в продолжение спецкурса «История христианской мысли» лекцию о традиционных религиях и их взаимоотношениях с Православием прочел митрополит Волоколамский Иларион, глава Отдела внешних церковных связей, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, профессор и заведующий кафедрой теологии МИФИ.

Слушателями стали представители администрации университета, преподаватели и студенты.

 Перед началом лекции присутствующие стали зрителями шестого фильма из документального цикла митрополита Илариона «Церковь в истории». В фильме «Падение Византии» рассказывалось, в частности, о взятии Константинополя в 1453 году, о жизни Церкви под турецким владычеством.

В своем выступлении архипастырь рассказал об истории и вероучении таких мировых религий, как иудаизм, ислам, буддизм, их отношениях с христианством, а также напомнил об уникальном опыте сосуществования различных религиозных общин в России.

По завершении лекции митрополит Иларион ответил на вопросы аудитории.

{gallery}stories/news2013/10_oct/23{/gallery}

Служба коммуникации ОВЦС

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/10_oct/novomuch.jpg'

novomuch.jpg24 октября 2013 года в конференц-зале гостиницы «Даниловская» в Москве состоялось открытие международной конференции на тему «Научно-богословское осмысление мученичества, исповедничества и массовых репрессий». Мероприятие организовано Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия  при участии Новоспасского ставропигиального мужского монастыря, Мемориального научно-просветительского центра «Бутовский полигон» и при поддержке Фонда «Русский мир».

На открытии конференции присутствовали наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря епископ Воскресенский Савва,  слушатели курсов повышения квалификации для новопоставленных архиереев Русской Православной Церкви, директор Государственного архива Российской Федерации С.В. Мироненко, директор Мемориального научно-просветительского центра «Бутовский полигон» И.В. Гарькавый, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» С.В. Чапнин, сотрудники Общецерковной аспирантуры и докторантуры, представители духовных школ и светских вузов.

{gallery}stories/news2013/10_oct/22{/gallery}

Открывая заседание, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор  Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Иларион сказал: 

«Ваши Преосвященства, дорогие отцы, дорогие братья и сестры, уважаемые участники заседания!

Сердечно приветствую вас на международной конференции «Научно-богословское осмысление мученичества, исповедничества и массовых репрессий». Это первая, но, надеюсь, не последняя мартирологическая конференция Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Хотел бы поблагодарить наших партнеров по организации конференции – Новоспасский монастырь в лице наместника владыки Саввы и Мемориальный научно-просветительского центра «Бутовский полигон» в лице директора Игоря Владимировича Гарькавого. Особое слово благодарности — Фонду «Русский мир», который поддерживает многие важные церковно-научные общественные проекты, и лично Вячеславу Алексеевичу Никонову. 

Настоящая конференция собрала церковных и общественных деятелей, которых объединяет интерес к истории и современным актуальным проблемам жизни нашей Церкви. Тот факт, что все мы сегодня здесь, говорит о жизненности темы мученичества и исповедничества, о том, что люди Церкви тянутся к ее живому опыту.

Хочу особо приветствовать находящихся здесь преосвященных архипастырей – слушателей курсов повышения квалификации для архиереев новосозданных епархий нашей Церкви. Я очень надеюсь, что благодаря созданию митрополий и новых епархий мы сможем уделить и особое внимание почитанию новомучеников и исповедников, связанных с той или иной частью нашей Церкви».

Затем митрополит Иларион прочел доклад на тему «Подвиг мучеников – живой опыт Церкви».

На открытии конференции также выступил директор Государственного архива Российской Федерации С.В. Мироненко, отметивший, что тема проходящей конференции «имеет огромное значение для нравственного возрождения и воспитания нашего общества». Он рассказал о значении документов государственных архивов в деле изучения подвига новомучеников и исповедников, а также о сотрудничестве ГАРФ с епархиями, приходами, духовными школами и различными общественными организациями. «Наша цель – восстановление правдивой истории нашего Отечества и прославление людей, которые составляют славу и честь нашей Родины», – завершил свое выступление С.В. Мироненко.

Затем в пленарном заседании выступил доктор богословия игумен Арсений (Соколов), настоятель прихода всех святых в Лиссабоне (Португалия). Он посвятил свой доклад теме мученичества в Священном Писании.

После небольшого перерыва конференция продолжилась под председательством епископа Гомельского и Жлобинского Стефана, председателя комиссии по канонизации святых Белорусского экзархата.

 Служба коммуникации ОВЦС


Завершилась международная мартирологическая конференция, организованная Общецерковной аспирантурой и докторантурой

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/10_oct/mzh.jpg'

mzh.jpg

18 сентября в Вятском Государственном гуманитарном университете под председательством митрополита Вятского и Слободского Марка состоялось заключительное пленарное заседание XVIII Свято-Трифоновских чтений.

Один из прозвучавших на заседании докладов был представлен заведующим кафедрой Церковно-практических наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры иереем Михаилом Желтовым. Тема доклада: «Чин Божественной Литургии в Русской Церкви во времена преподобного Сергия Радонежского».

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/10_oct/arch_kurs.jpg'

arch_kurs.jpg21 октября 2013 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия открылись двухнедельные курсы повышения квалификации для новопоставленных архиереев Русской Православной Церкви. Подобные краткосрочные курсы проводятся уже в третий раз.

Вступительную лекцию прочитал ректор Общецерковной аспирантуры, председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион. Лекция была посвящена внешним церковным связям Русской Православной Церкви.

 Владыка Иларион кратко напомнил историю одного из старейших Синодальных учреждений, рассказал о тех, кто в разное время возглавлял работу ОВЦС, отметив, в частности, что в течение почти двух десятилетий председателем Отдела был митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл – ныне Патриарх Московский и всея Руси. Современная деятельность Отдела внешних церковных связей осуществляется по нескольким основным направлениям: межправославному, межхристианскому, а также по тематике дальнего зарубежья, в том числе ведутся работа с соотечественниками и межрелигиозный диалог за пределами России.

Председатель ОВЦС констатировал, что последние 25 лет в жизни Русской Православной Церкви можно охарактеризовать как время полномасштабного возрождения церковной жизни. За этот период силами прихожан, при поддержке благотворителей и содействии государственной власти было открыто 25 тысяч храмов и 800 монастырей. Этот факт приобретает особый вес в сравнении с развивающейся секуляризацией европейского общества.

«Особые условия, в которых находится наша Церковь, обязывают и заставляют активизировать зарубежную деятельность», − продолжил митрополит Иларион.

Особое внимание председатель ОВЦС уделил вопросам взаимоотношений между Поместными Православными Церквами и подготовки к Всеправославному Собору.

Главной задачей межхристианских отношений владыка Иларион назвал сотрудничество в вопросах социального служения и сохранения нравственных основ жизни людей. Он также упомянул о совместной работе по привлечению внимания к положению христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке, противостоянию либеральным тенденциям в современном секулярном обществе.

{gallery}stories/news2013/10_oct/21{/gallery}

Слушателями первой лекции стали:

  • eпископ Алатырский и Порецкий Феодор;
  • епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий;
  • епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий;
  • епископ Барышский и Инзенский Филарет;
  • епископ Бежецкий и Весьегонский Филарет;
  • епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон;
  • епископ Губкинский и Грайворонский Софроний;
  • епископ Железногорский и Льговский Вениамин;
  • епископ Зарайский Константин, ректор Коломенской духовной семинарии;
  • епископ Калачинский и Муромцевский Петр;
  • епископ Кинельский и Безенчукский Софроний;
  • епископ Кинешемский и Палехский Иларион;
  • епископ Котласский и Вельский Василий;
  • епископ Кузнецкий и Никольский Серафим;
  • епископ Магнитогорский и Верхнеуральский Иннокентий;
  • епископ Мариинский и Юргинский Иннокентий;
  • епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам;
  • епископ Ржевский и Торопецкий Адриан;
  •  епископ Тарский и Тюкалинский Савватий;
  •  епископ Тувинский и Кызыльский Феофан;
  • епископ Уваровский и Кирсановский Игнатий;
  • епископ Уржумский и Омутнинский Даниил;
  • епископ Шуйский и Тейковский Никон;
  • епископ Элистинский и Калмыцкий Зиновий;
  • епископ Яранский и Лузский Паисий.

На лекции, прошедшей в Отделе внешних церковных связей, присутствовали также секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры А.И. Мраморнов, сотрудники ОЦАД.

В рамках программы курсов будут рассмотрены темы церковно-государственных отношений, внутреннего устройства Церкви, а также актуальные общественные и научно-богословские вопросы. Слушатели курсов будут сослужить за Божественной литургией Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Состоится также беседа с Предстоятелем Церкви.

Кроме того, новопоставленные архиереи примут участие в открытии международной конференции «Научно-богословское осмысление мученичества, исповедничества и массовых репрессий», которая пройдет 24-26 октября 2013 года.

Служба коммуникации ОВЦС

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/08_aug/new_martyr.jpg'

new_martyr.jpg

На сайте Общецерковной аспирантуры и докторантуры опубликована программа международной конференции "Научно-богословское осмысление мученичества, исповедничества и массовых репрессий".

Посмотреть программу можно здесь.

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/10_oct/fedchen.jpg'

fedchen.jpg17 октября 2013 г. в р.п. Умёт Тамбовской области состоялись I-е Вениаминовские чтения на тему «Духовное наследие митрополита Вениамина (Федченкова)». В чтениях, организованных Уваровской и Кирсановской епархией Тамбовской митрополии, приняли участие аспиранты кафедры истории Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. равноап. Кирилла и Мефодия иерей Антоний Лозовский и Р.Ю. Просветов.

Выбор места для чтений не случаен. Уметский район, ранее входивший в Кирсановский уезд, является родиной митрополита Вениамина – одного из видных иерархов Русской Церкви XX века. Используя материл своих научных изысканий, проректор Тамбовской духовной семинарии иерей Антоний Лозовский выступил на чтениях с докладом «Православная миссия в Тамбовской епархии в XIX - нач.  XX в.», где уделив особое внимание деятельности миссионеров в Кирсановском уезде Тамбовской губернии.

Р.Ю. Просветов огласил доклад на тему: «Митрополит Вениамин (Федченков) о воспитании пастырства в советский период». В нем аспирант ОЦАД коснулся практики подготовки священнослужителей в послевоенное время, когда митрополит Вениамин (Федченков) нес свое архипастырское служение в епархиях Русской Православной Церкви с 1948 по 1958 гг.

{gallery}stories/news2013/10_oct/20{/gallery}

25.jpg15-16 октября 2013 г. в Историко-архивном институте Российского государственного гуманитарного университета прошел двухдневный учебно-методический семинар "Актуальные проблемы деятельности церковных архивистов", который был организован по благословению ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополита Волоколамского Илариона в развитие осуществляемой Общецерковной аспирантурой по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла программы обучения сотрудников архивов епархий, монастырей, приходов и духовных учебных заведений. Проведение мероприятия стало возможным благодаря содействию руководства Российского государственного гуманитарного университета и лично ректора вуза, члена-корреспондента РАН Е. И. Пивовара.

Своих представителей для участия в семинаре направили 16 епархий и 1 высшее духовное учебное заведение Русской Православной Церкви.

В рамках семинара состоялись следующие мероприятия: встреча участников с куратором программы подготовки церковных архивистов, секретарем Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры А.И. Мраморновым; лекция профессора Историко-архивного института Т.И. Хорхординой, посвященная актуальному законодательству об архивном деле; мастер-классы по выработке «Положения об архиве епархии», ведению электронного архива и систематическому цифровому учету архивной документации, подготовке публикации архивных документов.

Практические аспекты организации архива, описания документов и их систематизация разбирались на занятиях, проведенных профессором Историко-архивного института К.А. Мазиным.

В завершение работы учебно-методического семинара слушателям были вручены сертификаты. До отъезда участников из Москвы они имели возможность пообщаться между собой и с организаторами семинара за совместным ужином.

{gallery}stories/news2013/10_oct/19{/gallery}

Общецерковная аспирантура и докторантура

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/10_oct/17/img_1627-170x114.jpg'

img_1627-170x114.jpgС 6 по 10 октября 2103 года заведующий кафедрой Церковных искусств и археологии Общецерковной аспирантуры и докторантуры профессор протоиерей Стефан Ванеян, секретарь кафедры Богословия д-р богословия Е.А. Пилипенко и преподаватель кафедры Внешних церковных связей д-р богословия священник Алексей Дикарев приняли участие в VIII богословских собеседованиях между Русской Православной Церковью и католической Немецкой епископской конференцией, проходивших в Магдебурге (Германия). Тема собеседований: «Кризис ценностей – миф или реальность? Христианские ценности в современном обществе».

Делегацию Русской Церкви возглавил архиепископ Берлинский и Германский Феофан, также в нее вошли митрополит Полтавский и Миргородский Филипп (Украинская Православная Церковь), епископ Бобруйский и Быховский Серафим (Белорусский экзархат), секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям протоиерей Димитрий Сизоненко. Немецкую сторону представили - епископ Магдебургский доктор Герхард Файге, викарный епископ Хильдесхаймской епархии д-р Николаус Швердтфегер, викарный епископ Лимбургской епархии д-р Томас Лёр, профессора д-р Франц-Йозеф Борманн (Тюбинген), д-р Йозеф Фрайтаг (Эрфурт), д-р Карл Габриэль (Мюнстер), д-р Хайнц-Герд Юстенхофен (Гамбург) и директор Института Иоганна Адама Мёлера в Падерборне д-р Йоханнес Эльдеманн.

В ходе собеседований были обсуждены различные аспекты вопроса о роли в современном обществе ценностей вообще и христианских ценностей в частности. В частности, профессор Карл Габриэль подчеркнул в своем докладе, что с социологической точки зрения можно констатировать не кризис ценностей, а, скорее, переоценку ценностных ориентиров. Данная переоценка выражается в умалении ценностей, связанных с обязательствами (подчинение, послушание и т.д.), в пользу ценностей, связанных с самореализацией (участие в принятии решений, причастность и т. п.);  она также выражается в росте индивидуализации образа жизни, и плюрализма в религиозной сфере.

Отец Стефан Ванеян в своем докладе рассмотрел заданную тему в антропологической и этической перспективах. С позиции искусствоведа он, прежде всего, отметил значение изобразительного искусства и архитектуры как существенного средства выразительности и одновременно объекта критики и демифологизации традиционных эстетических и этических представлений (в первую очередь, истории православной сакральной образности).

В докладе д-ра Е.А. Пилипенко ценностная тематика была рассмотрена в экклезиологической перспективе. Е. Пилипенко рассмотрел вопрос о том, в какой степени произошедший в Новое время «поворот к субъекту» и идея автономии человека могут быть приемлемы с позиции православной экклезиологии. При этом он определил точки соприкосновения с христологическим догматом, согласно которому человеческая воля также имеет значение для спасения. Признание человеческой автономии заложено в идее синергии, соработничества человека с Богом. Для православной экклезиологии характерна мысль о единстве в разнообразии, имеющем основание в Пресвятой Троице и в образе свободного соединения человеческой и божественной воль во Христе. Общение (кoinonia) непременно включает в себя различные проявления одной и той же веры. В силу этого православная экклезиология содержит в себе потенциал для диалога с современностью.

Собеседования в целом продемонстрировали, что как Православная Церковь, так и Католическая Церковь находятся в постоянном взаимодействии с обществом, которое они стараются проникнуть христианскими убеждениями. Но это взаимодействие оказывает влияние и на самопонимание Церкви. Переоценка ценностей в обществе иногда отчуждает современного человека от Церкви в некоторых областях жизни, в то время как в иных сферах делает возможным новое понимание ценностей. Это ставит православных и католиков перед совместной задачей внести ясность, что христианские ценности не являются исключительно религиозными категориями, так как их смысл заключается в укреплении оснований общества и раскрытии подлинного человеческого бытия. 

Следующие богословские собеседования между Русской Православной Церковью и Немецкой епископской конференцией будут проведены с 15 по 19 июня 2015 года в России.

Общецерковная аспирантура и докторантура/Служба коммуникации ОВЦС

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/10_oct/17/ _05.jpg'

  _05.jpg14 октября 2013 года в конференц-зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры была прочитана лекция на тему «Идентичность Маронитской церкви» ("The identity of the Maronite Church"). Лекцию прочел проректор по научной работе университета Святого Духа города Каслик (Ливан, Holy Spirit University of Kaslik), доктор философии Жан Акики (Jean Akiki).

В своем выступлении д-р Акики постарался раскрыть различные аспекты истории и современной жизни Маронитской Католической Церкви. Профессор рассказал о каноническом устройстве Маронитской Церкви, о ее аскетическом наследии и литургическом предании.

Особое внимание было уделено миротворческой роли Маронитской церкви в современном Ливане. По мнению  д-ра Акики, неоспоримой и исторической заслугой Церкви является ее вклад в возрождение и становление Ливана как суверенного государства. Лектор также отметил, что "сегодня Маронитская Церковь насчитывает более восьми миллионов верующих, проживающих на всех континентах мира".

{gallery}stories/news2013/10_oct/17{/gallery}

После выступления отец Жан ответил на многочисленные вопросы студентов. В продолжительной беседе были затронуты темы положения христиан в Ливане, роли маронитской общины в поддержании межконфессионального мира в стране, обсуждался диалог маронитов с Православными Церквами Ближнего Востока. Студенты проявили глубокий интерес к вопросу о влиянии военных действий в Сирии на политическую обстановку в Ливане и на жизнь обычных граждан этой страны.

Профессор Жан Акики находился в Москве с 10 по 15 октября по приглашению митрополита Волоколамского Илариона для участия в Первой международной научно-богословской конференции Общецерковной аспирантуры и докторантуры «Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие».

Общецерковная аспирантура и докторантура

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/10_oct/archive.jpg'

archive.jpg

15 октября 2013 г. в Историко-архивном институте Российского государственного гуманитарного университета открылся двухдневный учебно-методический семинар "Актуальные проблемы деятельности церковных архивистов", организованный по благословению ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополита Волоколамского Илариона в развитие осуществляемой Общецерковной аспирантурой по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла программы обучения сотрудников архивов епархий, монастырей, приходов и духовных учебных заведений.

В семинаре принимают участие представители 17 епархий Русской Православной Церкви, преимущественно новообразованных, ранее обучавшихся на двухнедельных курсах подготовки сотрудников церковных архивов. С момента обучения на курсах у них накопились вопросы, требующие экспертного обсуждения.

Учебно-методическое мероприятие открылось лекцией координатора программы, секретаря Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры А.И. Мраморнова, который рассказал о задачах семинара и существующих проблемах в организации епархиальных архивов, выявленных по результатам предварительного анкетирования участников курсов.

Обучение продолжилось лекциями, семинарами и мастер-классами, которые проводятся профессорами и преподавателями Российского государственного гуманитарного университета - неизменного партнера Русской Православной Церкви в деле подготовке сотрудников ведомственных архивов.

{gallery}stories/news2013/10_oct/16{/gallery}

Общецерковная аспирантура и докторантура

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/10_oct/18/img_6394.jpg'

img_6394.jpg12 октября 2013 года делегация Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке (США), прибывшая в Москву по приглашению председателя Отдела внешних церковных связей, председателя Комиссии по регулированию студенческого обмена, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополита Волоколамского Илариона, посетила Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет и встретилась с ректором университета протоиереем Владимиром Воробьевым.

В составе делегации: ректор протоиерей Джон Бэр, канцлер протоиерей Чад Хатфилд и заведующий издательством Свято-Владимирской семинарии диакон Грегори Хатфилд.

На встрече присутствовали проректор по учебной работе ПСТГУ протоиерей Геннадий Егоров, проректор ПСТГУ по международному сотрудничеству протоиерей Георгий Ореханов, декан факультета Церковных художеств ПСТГУ протоиерей Александр Салтыков, руководитель международного отдела ПСТГУ В.В. Ничкова, а также помощник председателя ОВЦС иеромонах Иоанн (Копейкин) и референт по информационному сотрудничеству Общецерковной аспирантуры и докторантуры И.А. Парфенов.

{gallery}stories/news2013/10_oct/18{/gallery}

В ходе переговоров стороны обсудили перспективы сотрудничества между Свято-Владимирской семинарией и ПСТГУ в создании Института церковных искусств на базе семинарии. Гости Русской Православной Церкви выразили глубокую заинтересованность в привлечении профессоров, сотрудников и студентов факультета Церковных художеств ПСТГУ для преподавания и стажировок в институте.

Данный проект будет осуществляться при поддержке Комиссии Московского Патриархата по регулированию студенческого обмена.

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/10_oct/spbda_01.jpg'

spbda_01.jpgВыступление митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, на годичном акте Санкт-Петербургской духовной академии 9 октября 2013 года.

В этом году во всем христианском мире торжественно отмечают 1700-летие издания Миланского эдикта. Только что я вернулся из сербского города Ниш, где родился святой равноапостольной император Константин. Там прошли межправославные торжества, посвященные юбилею документа, ставшего судьбоносным для истории христианства. Святейший Патриарх Кирилл принял участие в торжествах вместе с главами других Поместных Православных Церквей, включая Патриархов Константинопольского, Иерусалимского и Сербского.

Для Русской Православной Церкви год 1700-летия Миланского эдикта совпал с другим знаковым юбилеем – 1025-летием Крещения Руси. Это совпадение позволяет нам задуматься об историческом пути Церкви, поразмышлять о древнем событии, положившем начало новой христианской цивилизации, но одновременно с этим оценить и нашу собственную недавнюю историю. То, что мы пережили и чем продолжаем жить сегодня, можно с уверенностью назвать «вторым крещением Руси». На мой взгляд, наша эпоха – эпоха возрождения Церкви – имеет в себе нечто глубоко сходное с эпохой, последовавшей за обнародованием Миланского эдикта. Связью времен выступает понятие свободы. Именно на тему христианской свободы я и хотел бы поразмышлять сегодня.

Миланский эдикт – по сути, первый официальный государственный документ в Римской империи, благодаря которому «кафолическая Церковь» получает не только право на существование, но также государственное и общественное признание. Если до этого христиан гнали и истребляли, если они могли существовать лишь в катакомбах и глухом подполье, то благодаря Миланскому эдикту христиане впервые, наравне с язычниками, получили право открыто исповедовать и проповедовать свою веру, стоить храмы, открывать монастыри и школы. Огромным достижением константиновской эпохи стало признание Церкви в качестве полноценного участника общественных процессов, позволившее ей не только свободно устраивать свою внутреннюю жизнь, но и оказывать существенное влияние на жизнь государства и общества.

Многие христиане того времени еще помнили, как гонители выдавливали Церковь из общественного пространства, загоняли ее в гетто. Многие были исповедниками с судьбами, изломанными насилием и притеснениями. Красноречивые, но одновременно исполненные боли воззвания мужей-апологетов II—III веков к государственным лидерам Римской империи для многих христиан начала IV столетия оставались правдой их собственной жизни.

Мы прикасаемся к мировосприятию христиан эпохи гонений, читая, например, Апологию Тертуллиана. Он восклицает: Мы существуем со вчерашнего дня, и наполнили собою все ваши места: города, острова, крепости, муниципии, места собраний, самые лагери, трибы, декурии, дворец, сенат, форум. Одни только храмы ваши мы оставили вам. К какой открытой войне мы не были бы способны, на какую войну мы не были бы готовы, хотя бы и уступали вам в силе, — мы, которые так охотно дозволяем умерщвлять себя, если бы нашим учением не повелевалось нам скорее быть самим умерщвленными, чем умерщвлять других? Мы могли бы сразиться с вами и без оружия, и без бунта, отделясь от вас, как недовольные вами. Ибо если бы мы, составляя такое огромное число людей, удалились от вас в какой-либо отдаленный угол земли; то, конечно, потеря столь многих, каких бы то ни было, граждан не только была бы позором для вашего господства, но вмести с тем и наказанием (Тертуллиан. Аполгия, 37).

Христианам эпохи гонений приходилось доказывать властям империи свою лояльность и свою пригодность для полноценного участия в жизни гражданского общества. Но власти оставались глухи к этим доказательствам. И вдруг то же самое поколение гонимых и притесняемых христиан становится свидетелями признания Церкви как интегральной части общества. Более того, в течение нескольких лет после издания Миланского эдикта христианство превращается в духовную силу, во многом определившую ход дальнейшей истории империи и всего мира.

По результатам Миланских соглашений императоры Константин и Лициний утверждают нечто совершенно новое, неслыханное для своих современников. Они всенародно заявляют: Итак, руководствуясь здравым и правым смыслом, мы объявляем следующее наше решение: никому не запрещается свободно избирать и соблюдать христианскую веру и каждому даруется свобода обратить свою мысль к той вере, которая, по его мнению, ему подходит, дабы Божество ниспосылало нам во всех случаях скорую помощь и всякое благо… Отныне всякий, свободно и просто выбравший христианскую веру, может соблюдать ее без какой бы то ни было помехи… [Христианам] даруется неограниченная свобода… дается свобода и другим, по желанию, соблюдать свою веру, что и соответствует нашему мирному времени: пусть каждый свободно, по своему желанию избирает себе веру (цит. по: Евсевий. Церковная история 10, 5).

Важно отметить, что данный документ предоставлял свободу христианству не в ущерб другим религиям Римской империи; последователи различных языческих культов сохраняли свои права и свободы, как и прежде. Однако в Миланском эдикте, по сути, признавался тот факт, что Церковь – не какая-то маргинальная секта, разлагающая традиционные общественные устои. Напротив, авторы документа убеждены, что христиане способны обратить милость Бога ко всему народу. Богоугодность и полезность христиан для общества – вот на что опирался новый эдикт, выражая надежду на то, что «Божество» ниспошлет властям и народу империи «во всех случаях скорую помощь и всякое благо». Эти строки не просто уравнивали христиан в правах и свободах с язычниками, но открывали перед ними возможность заявить о себе как о новой силе, способной положительно влиять на общество, наполнять божественным смыслом его существование.

Благодаря Миланскому эдикту христиане оказались перед необходимостью думать не только о своем спасении и о благе своей небольшой общины. Новое положение в обществе заставило их задумываться о качестве этого общества, о своей роли в нем – роли активных граждан, молитвенников за отечество, людей доброй воли.

В новых условиях христиане – епископы, богословы, монахи и множество мирян – не растерялись. В империи начался бурный расцвет христианской мысли и культуры, зародилась христианская историософия, сформировалось новое отношение Церкви к окружающему ее миру. Эпоха, начало которой положило издание эдикта, вошла в историю как золотой век христианства, а для империи эта эпоха стала временем смены мировоззренческих парадигм. Богословие Церкви легло в основу нового понимания личной, социальной и государственной ответственности, повлияло на обновление всех институтов общества, дало новый ценностный фундамент семейным отношениям, отношению к женщине, повлекло за собой постепенное изживание института рабства в империи. Новая империя соединила в себе римскую культуру правовых отношений, греческое искусство изящной мысли и благочестие Иерусалима. А христианство стало в нем новой религией, фундаментом нового мировоззрения, способного объединить все многообразие рас и народов империи. Получив исторический шанс, Церковь воспользовалась им сполна.

Принцип свободы совести, провозглашенный в Миланском эдикте, лег в основу нового отношения власти к подданным. За шестнадцать веков Миланский эдикт предвосхитил то, что в полной мере стало возможным только в ХХ веке, после столетий войн и дискриминации. В целом ряде международных документов, положенных в основу современного мирового права (таких как, например, «Международный билль о правах человека», «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод») свобода исповедовать свою веру и жить в соответствии с ней – главная идея эдикта – постулируется как одна из важнейших свобод человеческой личности.

Нечто подобное тому, что произошло в Римской империи в 313 году, совершилось 25 лет назад в масштабах тогдашнего Советского Союза. Мы были свидетелями того, как Церковь в нашей стране, после многих испытаний и кровавых жертв, вдруг вышла из гетто, встала с колен и начала свое победное шествие по городам и весям. Значительная часть общества вновь обрела свою христианскую идентичность. Конституция Российской Федерации и Конституции других независимых государств, возникших на постсоветском пространстве, ясно выразили государственное признание свободы вероисповедания. Конечно, эта свобода декларировалась и раньше, но на деле только после 1988 года она обрела реальные очертания, и христиане вновь получили исторический шанс на необъятных просторах России, Украины, Белоруссии, Молдовы, Грузии, Армении, Азербайджана, Средней Азии, Прибалтийских стран.

А началось все с того, что в середине 1980-х годов в центре общественной дискуссии в СССР остро встал вопрос о свободе совести. В этой дискуссии активную роль играла Церковь. Вновь, как и шестнадцать столетий назад, самим фактом своего существования, вопреки окружающей действительности, Церковь обнажила кризис свободы, а вместе с тем она обнажила внутреннюю хрупкость прежнего порядка вещей. В рушившейся системе ценностей более не находилось ни политической, ни экономической, ни смысловой скрепы, способной объединять народ.

И вот, совершенно неожиданно, в контексте празднования 1000-летнего юбилея Крещения Руси, задуманного изначально как сугубо церковное торжество, в народном сознании пробудилось то, что принято называть генетической памятью, национальной или религиозной идентичностью. Тысячи и миллионы людей по всему Советскому Союзу открыто выразили свою позицию, приняв участие в торжествах, наполнив храмы и площади во время юбилейных богослужений. Властям ничего не оставалось, как увидеть и признать, что Церковь – не музейный экспонат и не зверь в клетке, а духовная сила многомиллионного народа, способная его возрождать и обновлять. Те события положили начало возрождению Церкви, которое неслучайно совпало с коренными изменениями в государственной и социальной системе нашей страны.

Некоторые события в истории Церкви нельзя объяснить иначе, как чудом Божьим. Таким чудом стала эпоха, последовавшая за Миланским эдиктом 313 года. Не меньшее чудо произошло в нашей стране в конце 1980-х годов. Могли ли люди, которые всего лишь за несколько лет до этого рисковали ради своей веры благополучием, а в некоторых случаях и жизнью, расценивать неожиданно свалившуюся на их головы свободу иначе, чем чудо и Божий дар? Могли ли они ожидать, что безбожная идеология рухнет, а на смену ей придет иное мировоззрение, в котором Благая весть Церкви снова будет рассматриваться как одна из основ общества и залог его успеха в будущем? Бесчисленные верующие, собравшиеся на торжества в июле 1988 года, могли бы повторить слова, некогда произнесенные Евсевием Кесарийским по случаю всеобщих церковных торжеств, ознаменовавших новую эпоху: Исчез всякий страх, в котором прежде держали нас мучители. Теперь наступили радостные и торжественные дни многолюдных празднеств: все исполнилось света (Евсевий Кесарийский. Церковная история, кн. 10).

В обоих случаях именно дарование религиозной свободы предварило дарование прочих гражданских свобод, рассматриваемых в наше время как одно из главных достижений демократического общества. И это не случайно, потому что именно в христианской системе ценностей понятие свободы получает особое содержание. Мы, христиане, убеждены в том, что дар жизни – это дар Божий, и что сама человеческая жизнь не подвластна никому, кроме Создателя человеческого рода. Эта убежденность делает христиан свободными от гнета любой политической силы и любой идеологии. Она делает их способными быть мучениками и исповедниками, когда Церковь гонят; свидетелями истины и благовестниками Царствия Божия, когда Церковь признают. Никакой другой религии или идеологии не свойственно такое трепетное отношение к свободе. Н. Бердяеву принадлежат такие слова: Свобода, прежде всего свобода – вот душа христианской философии и вот что не дается никакой другой, отвлеченной и рационалистической философии (Бердяев. Философия свободы. Ч. 1).

Христианская свобода не отрывает нас от наших семей, от социальных связей, от нашего отечества. Напротив, в самом христианском понимании свободы, в признании абсолютной и живительной связи человека с Богом заложен огромной силы нравственный потенциал. Будучи творением благого Бога, сынами и дочерьми Создателя, мы призваны возделывать данный нам во владение сад, тем самым приближая Царствие Божие к роду человеческому. Именно этот нравственный потенциал, укорененный внутри свободной человеческой личности, и увидел в христианстве император Константин, позволив этому мощному позитивному созидательному заряду высвободиться и воздействовать на все общество.

Этот же потенциал христианской свободы высвободился в нашем народе после десятилетий идеологического гнета. Я убежден, что наш народ именно потому преодолел колоссальную социальную и экономическую катастрофу 1990-х годов и нашел в себе силы встать с колен, что в нем все еще течет христианская кровь и в глубине нашего национального сознания все еще не стерто представление о христианской свободе.

В последнее время мы все чаще и чаще можем наблюдать, как в странах Запада, а некоторыми и в нашей стране провозглашается иная свобода: от нравственных начал, от общечеловеческих ценностей, от ответственности за свои поступки. Мы видим, насколько эта свобода деструктивна и агрессивна. Вместо уважения к чувствам других людей она проповедует вседозволенность, игнорирующую убеждения и ценности большинства. Вместо подлинного утверждения свободы она утверждает далекий от элементарных нравственных ориентиров принцип неудержимого удовлетворения человеческих страстей и пороков.

Агрессивный настрой такой ложно понятой свободы приближает ее к тоталитаризму эпохи гонений и безбожию двадцатого века. «Тоталитарная свобода», основанная на человеческих страстях, возвращает нас во времена язычников, пусть и в более лукавой и изощренной форме. На наших глазах вновь разворачиваются картины, знакомые нам по событиям безбожных десятилетий нашей страны. Воинствующее безбожие, нередко в самых уродливых и гротескных формах, вновь подняло голову и смело заявило о себе на просторах Европы. Нравственный релятивизм и вседозволенность возводятся в основной принцип бытия. И вот уже мы видим, как по Лондону разъезжают автобусы с надписями «Бога нет, наслаждайся жизнью» или «Ты гей, гордись этим». Слышим о том, как в Париже дубинками и слезоточивым газом разгоняют демонстрацию сторонников традиционных семейных ценностей, не желающих усыновления детей однополыми парами. Становимся свидетелями того, как на амвоне главного храма Москвы появляются кощунницы, своими действиями вызывающие одобрение некоторой части общества.

В этом контексте исторический урок Миланского эдикта становится чрезвычайно ценным. Он показывает, что новый виток развития цивилизации должен основываться на той свободе, которая покоится на прочных нравственных основаниях. Именно из такой свободы и должны вырастать все прочие виды свобод, из нее же вырастает и государство, чуждое тоталитаризму. В противном случае свобода вновь становится лишь декларируемой абстрактной ценностью, а либеральная идеология закрепощает и зомбирует человека подобно тому, как это делала безбожная идеология в недавнем прошлом.

В IV веке Церковь впервые в своей истории начала интегрироваться в гражданское общество, христиане впервые почувствовали возможность реализовывать свою веру и свои убеждения на благо своего земного отечества. Сила христианского богословия – богословия искупления и воскресения, богословия Царствия Божия, пришедшего в силе, – должна была раскрыться в жизни многих народов, населявших тогдашнюю экумену.

В наши дни Церковь и ее Священное Предание (Традиция) стали открытием для нашего народа. Целое поколение оторванных от Церкви людей заново находили веру. Ситуация, в которой мы оказались – ситуация обретения забытой Традиции, воцерковления общества, возрождения Церкви – поставила перед нами задачу: понять, что такое христианская Традиция с большой буквы и кто мы в этой Традиции. Кроме того, знакомство с историей христианской цивилизации, с историей Церкви, открыло перед нами понимание роли Церкви в совершенно разные эпохи – благоденствия и притеснений, ошибок и испытаний. Этого не знала Церковь в эпоху Константина, когда она только делала первые шаги в качестве признанного общественного института.

Мы можем сказать сегодня, что Церковь за прошедшие семнадцать веков стала более зрелой, более искушенной. Исторический опыт Церкви не позволяет нам, получив свободу, не распорядиться ею с умом. Сегодня от Священноначалия Церкви требуется особая мудрость, потому что мы получили такой исторический шанс, который не вправе упустить. Святейший Патриарх Кирилл воспринял эту миссию, сделав одним из приоритетов своего служения выстраивание отношений Церкви с государством, институтами гражданского общества и с каждым гражданином, способным слышать слово Церкви. В день своего восшествия на патриарший престол он сказал об уникальной для России исторической возможности реализовать древнюю христианскую идею «симфонии» церковно-государственных отношений. По мысли Патриарха, одна из магистральных идей приснопамятного Патриарха Алексия о том, что «Церковь отделена от государства, но не отделена от общества», должна в наше время получить свое логическое продолжение и развитие.

Еще не будучи Патриархом, тогдашний председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Кирилл говорил о свободе и ответственности как двух абсолютных ценностях, без взаимодействия между которыми невозможно построить справедливое общество. Сегодня все чаще подобные мысли звучат из уст государственных мужей. Сегодня Церковь и государство в России, а также в некоторых других странах постсоветского пространства способны говорить единым голосом, выражать единую позицию.

Недавно мне пришлось принять участие в заседании Валдайского клуба – дискуссионной группы, созданной 10 лет назад президентом России Владимиром Путиным. На этом заседании президент сказал о том, о чем наша Церковь говорила на протяжении последних лет – о сознательном отказе европейских стран от своей христианской идентичности: «Мы видим, как многие евроатлантические страны фактически пошли по пути отказа от своих корней, в том числе и от христианских ценностей, составляющих основу западной цивилизации. Отрицаются нравственные начала и любая традиционная идентичность: национальная, культурная, религиозная или даже половая. Проводится политика, ставящая на один уровень многодетную семью и однополое партнерство, веру в Бога или веру в сатану… И эту модель пытаются агрессивно навязывать всем, всему миру. Убежден, это прямой путь к деградации и примитивизации, глубокому демографическому и нравственному кризису».

Продолжая свою мысль, президент России подчеркивает: «Без ценностей, заложенных в христианстве и других мировых религиях, без формировавшихся тысячелетиями норм морали и нравственности люди неизбежно утратят человеческое достоинство. И мы считаем естественным и правильным эти ценности отстаивать. Нужно уважать право любого меньшинства на отличие, но и право большинства не должно быть поставлено под сомнение».

Какой же путь предлагает Путин для России? Какие ценности считает ключевыми для развития нашего общества? «Нужно быть сильным в военном, технологическом, экономическом отношении, но все-таки главное, что будет определять успех, – это качество людей, качество общества интеллектуальное, духовное, моральное. Ведь, в конце концов, и экономический рост, и благосостояние, и геополитическое влияние – это производные от состояния самого общества, от того, насколько граждане той или иной страны чувствуют себя единым народом, насколько они укоренены в этой своей истории, в ценностях и в традициях, объединяют ли их общие цели и ответственность. В этом смысле вопрос обретения и укрепления национальной идентичности действительно носит для России фундаментальный характер».

Я не случайно столь подробно остановился на валдайской речи Путина. Она показалась мне знаковой. Она свидетельствует о том, что позиция Русской Православной Церкви и других традиционных конфессий нашей страны не просто услышана, не просто принята к сведению. Кажется, мы, наконец, дожили до того времени, когда голос государственных лидеров может звучать в унисон с голосом людей веры. Не является ли это красноречивым свидетельством того, что «симфония», о которой говорил Патриарх в день интронизации, обретает реальные очертания?

Созвучие между Церковью и государством в оценке общественных процессов ни в коей мере нельзя считать признаком «слияния» между ними. Принцип взаимного невмешательства Церкви и государства во внутренние дела друг друга должен сохраняться и сохраняется. Но этот принцип должен быть уравновешен другим, не менее важным принципом: соработничества Церкви и государства во всех тех областях, в которых это соработничество возможно и необходимо. А оно оказывается необходимым в самых разных областях, сопряженных со сферой общественной нравственности.

Сегодня и государство, и представители религиозных конфессий, а также безрелигиозные люди, неожиданно для себя оказавшиеся в меньшинстве, могут принимать полноценное участие в дискуссии о ценностных ориентирах общественного развития. Мы должны создать такое общество, в котором никому не будет некомфортно, в котором каждый сможет реализовать свою богодарованную свободу. Но при этом свобода не должна превращаться во вседозволенность. Каждый член общества должен чувствовать свою ответственность не только за себя, но и за свое отечество, за весь окружающий мир.

Сегодня мы не можем рассматривать общество как бездушный механизм, управляемый юридическими нормами. Общество – это еще и духовный организм, который управляется духовными законами. Не зря мы говорим о нравственном и безнравственном обществе, об обществе больном и обществе здоровом. Возможности государства воздействовать на духовную сферу человеческой жизни весьма ограничены, тогда как Церковь обладает здесь огромными возможностями. Для того чтобы интересы общества реализовались в полной мере, необходимо, чтобы гражданская свобода, которую может и должно обеспечивать государство, сопрягалась со свободой религиозной. Потому что именно свобода является связующим звеном двух сфер общественной жизни: гражданской и духовной.

Тема эта сложна и многогранна, она провоцирует дискуссии и в дискуссиях нуждается. На протяжении всей христианской истории, с тех самых пор, как в Милане был подписан исторический эдикт, даровавший Церкви свободу, Церковь находится в непрерывном диалектическом развитии: она, с одной стороны, должна сохранять свою купленную ценой крови свободу, с другой стороны, она призвана ее реализовывать.

Любая свобода ценна, когда она сопряжена с ответственностью и жертвенностью. Обладать свободой – значит для Церкви оставаться «солью земли», евангельской закваской, духовной силой и совестью народной. Реализовывать свою свободу означает действовать, использовать те возможности, которые дает Господь для служения и для проповеди. Так устроен мир, что свобода – это условие решительного, но обдуманного действия. Свобода – это средство, условие творчества. А творчество – это вовлеченность в жизнь общества со всеми его внутренними противоречиями.

Нам суждено жить во времена, когда в наших руках, в руках христиан, оказался драгоценный дар свободы – тот же дар, который получили христиане в эпоху императора Константина Великого. Этот дар Божественного Промысла открывает перед нами огромные возможности. Однако дар свободы еще и возлагает на нас колоссальную ответственность. Умение распорядиться даром свободы требует от старшего поколения людей Церкви особой мудрости, а от молодых делателей на ниве Божией – колоссальной самоотдачи.

Говоря об идее христианской свободы как нити, которая связывает эпоху Константина с нашей эпохой, я обращаюсь мыслью к подвигу апостолов и мучеников, апологетов и святых отцов IV и последующего столетий вплоть до новомучеников и исповедников Церкви Русской. С самого момента своего зарождения, через все поколения, благодаря подвигу героев духа, Церковь как зеницу ока охраняла свою свободу. И что бы ни говорили исследователи о церковно-государственных отношениях в Византии и на Руси, в самой сердцевине своей Церковь оставалась свободной вне зависимости от внешней политической конъюнктуры. Свобода исповедовать Христа Господом и жить по Его заповедям останется константой для жизни Церкви и для жизни каждого христианина до того момента, когда «небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3. 10).

Хочу пожелать всем вам, а в вашем лице всему будущему поколению Церкви сохранять дух той христианской свободы, которая почитает тщетой все, что не преклоняет главу пред Богом живым и перед Спасителем мира Иисусом Христом. Сохраняя эту внутреннюю свободу, не бойтесь творчества, не бойтесь риска творчества. Ибо Господь призывает нас быть Его соработниками в этом мире, а соработничество не может не быть творчеством в самом высоком смысле этого слова.

И еще одно пожелание, которое я хотел бы сегодня адресовать всем нам: неся в мир слово Христово, не будем забывать о том, что лучшим свидетельством всегда был и будет пример нашей собственной жизни. Пусть наше творчество начинается в наших душах, в наших семьях, приходах и монашеских общинах, в духовных школах, в епархиях и митрополиях. Тогда сила нашего свидетельства достигнет всей полноты общества и каждого его члена. Тогда мы сможем своими прожитыми достойно жизнями возблагодарить Бога за драгоценный дар свободы, который Он дает нам, христианам, и который никто не вправе у нас отнять.

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/10_oct/15/ 13 2013_03.jpg'

  13  2013_03.jpg13 октября 2013 года, в Неделю 16-ю по Пятидесятнице и день памяти святителя Михаила, первого митрополита Киевского, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь образа Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

Архипастырю сослужили настоятель Крестовоздвиженского монастыря в Ровередо (Швейцария) схиархимандрит Гавриил (Бунге), ректор Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке (США) протоиерей Иоанн Бэр, канцлер этой семинарии протоиерей Чад Хатфилд, проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия протоиерей Владимир Шмалий, помощник ректора ОЦАД иеромонах Иоанн (Копейкин), сотрудники ОВЦС в священном сане, клирики храма.

{gallery}stories/news2013/10_oct/15{/gallery}

На богослужении присутствовали участники и гости Первой международной патристической конференции. Организованная Общецерковной аспирантурой при участии философского факультета Московского университета и при финансовой поддержке фонда просвещения «Мета», конференция «Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие» прошла 10-11 октября в Москве.

В проповеди по окончании богослужения митрополит Иларион сказал:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали слова Господа Иисуса Христа о любви. Слышали о том, что нам следует любить не только тех, кто нас любит, потому что точно так же поступают и язычники, и люди, живущие вне Церкви. Если мы делаем добро только тем, кто добр к нам, то ничего особенного не совершаем, но делаем то же самое, что и все прочие люди. Только в том случае, если проявляем любовь по отношению к людям, которые нас не любят, нам вредят, нас ненавидят, мы в полной мере исполняем заповедь Господа нашего Иисуса Христа.

Эта заповедь учит тому, что наша любовь должна быть бескорыстной и жертвенной и не зависеть от того, любят нас или ненавидят, делают нам добро или же причиняют зло. Она должна зависеть только от нашего внутреннего произволения. Тогда встаёт вопрос: а как же нам достичь этой любви, как ее добиться? Ведь мы не можем искусственным образом «выжать» из себя любовь, если ее в нас нет. Мы не можем заставить себя любить людей, если в сердце нет любви.

И вот здесь на помощь нам приходят святые отцы, которые учат, что любовь не является чувством или качеством, которое человек мог бы выработать в себе путем упражнений, самовнушения, путем насилия над своей личностью. Любовь – это то, что приходит к нам от Бога, когда мы этого просим, когда мы этого жаждем, когда мы надеемся на милость и помощь Божию.

Один из святых отцов, которые приходят нам на помощь, − преподобный Исаак Сирин. Он говорит нам о том, что любовь – это риза Божества, то есть это одежда, в которую Господь одеялся. Все действия Господа по отношению к человеческому роду от сотворения мира и вплоть до настоящего времени мотивированы чувством неизреченной и безграничной любви Бога к человеческому роду. Эта любовь, говорит преподобный Исаак, не делает различия между праведниками и грешниками, потому что Господь любит нас не за наши добрые дела и хорошие качества. Господь любит нас, потому что Он нас любит, потому что Он нас создал, потому что Он привел нас в этот мир для того, чтобы даровать нам Свои неизреченные блага и чтобы мы были причастниками Его любви.

В Его любви, говорит преподобный Исаак Сирин, нет большего или меньшего. У Него нет более любимых или менее любимых сынов или дочерей. Он любит не поровну всех, а всех любит абсолютно, так что невозможно сравнить Его любовь к одному человеку с Его любовью к другому.

Более того, если человек согрешает, уклоняется от Бога, перестает любить Его, если он не отвечает Богу на Его любовь, то любовь Бога к человеку от этого не становится меньше. Просто такие люди своим поведением, своим отношением к Господу и друг к другу приносят Богу страдания. Господь страдает за нас из-за того, что нам не хватает этой ответной любви, что мы не можем почувствовать эту любовь Бога к нам и ответить Ему тем же.

Для того, чтобы полюбить ближнего, надо прежде всего полюбить Бога. Преподобный Исаак Сирин говорит, что невозможно полюбить ближнего, если человек не будет по-настоящему любить Бога, потому что любовь к ближнему проистекает от Бога − не та естественная любовь, которая возникает у людей, когда они делают друг другу добро, заботятся друг о друге или же являются родственниками, но любовь сверхъестественная, которая подается людям как Божественная благодать, как Божественный дар. Эту любовь мы не можем получить иначе, кроме как непосредственно от Самого Бога. Она приходит к нам, когда мы живем в Боге, когда Евангелие становится законом нашей жизни, когда Христос живет в наших сердцах, душах и даже в наших телах.

Вот почему столь важно как можно чаще причащаться Святых Христовых Таин, ведь причастие не просто приближает нас к Богу, но соединяет нас с Ним. Оно вводит Бога внутрь нашего человеческого естества, помогает нам быть Божиими органами, так что Бог действует через нас. И уже не наша человеческая скудная любовь проявляется по отношению к другим людям, но та Божественная любовь, которая вместе с Телом и Кровью Христовыми вселяется в нас, пронизывает наше естество, преображает его и изменяет к лучшему все наши человеческие качества.

Сердцевина христианской жизни − в этом таинстве соединения человека с Богом. В этом таинстве обретения человеком Божественных качеств и заключается то таинство обожения, о котором говорили святые отцы.

Когда Господь вселяется в нас, силой Божией преображается все человеческое естество, и это неизбежно должно сказываться и на наших человеческих качествах: мы вдруг обретаем в себе силы любить не только тех, кто любит нас, делать добро не только тем, кто проявляет доброту к нам, но любить людей той Божией любовью, какой Господь любит каждого человека. Эта любовь не зависит от поведения человека − ее Господь нам изобразил в притче о блудном сыне, в которой отец любил своего младшего сына вне зависимости от того, как тот поступал по отношению к своему родителю, вне зависимости от того, находился ли сын рядом или был на стране далече.

Так и Бог любит нас не только когда мы рядом с Ним, но и если мы отдаляемся от Него, потому что Господь всегда близок к нам, всегда внутри нас. Мы должны чувствовать эту любовь, должны как можно чаще приступать к Самому Источнику любви – Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, Который по Своей любви к человеческому роду взошел на Крест, по любви к каждому из нас претерпел крестные страдания и смерть, Который Свою любовь дарует нам, когда мы этого захотим. Господь не просто заповедует нам любовь, но дает ее нам, не просто требует от нас исполнять Его заповеди, но подает благодать, Божественную помощь, которая нам необходима для этого.

Поэтому в своей жизни, в своих взаимоотношениях с людьми никогда не будем надеяться на собственные силы, не будем думать, что сможем избавиться от врагов лишь благодаря нашему хорошему поведению или доброму отношению к ним, − всегда будут оставаться люди, которые нас не любят, которые нас ненавидят, которые делают нам зло, которые нам завидуют. Будем просить Господа о том, чтобы Он дал нам необходимые силы для того, чтобы любить этих людей, как Он Сам любил не только любивших Его, но и ненавидевших и распинавших Его».

Владыка Иларион особо приветствовал присутствовавших в этот день в храме участников Первой международной патристической конференции Общецерковной аспирантуры и докторантуры, которая была посвящена преподобному Исааку Сирину и его духовному наследию. «Преподобный Исаак Сирин − святой отец, которого на протяжении многих веков читали монашествующие и миряне на разных языках в разных странах. Многократно его творения переводились на русский язык», −  напомнил архипастырь, подчеркнув, что и сегодня творения преподобного Исаака читают для того, чтобы научиться истинам христианской жизни.

«Так случилось, что до позавчерашнего дня не было ни одной научной конференции, посвященной изучению трудов этого великого отца Церкви, − продолжил митрополит Волоколамский Иларион. − Мы эту конференцию собрали. Приехали ученые из разных стран – те, которые изучают творения преподобного Исаака Сирина, те, которые публикуют его тексты, переводят его творения на иностранные языки, в том числе и на русский. Вместе мы в течение двух дней обсуждали его духовное наследие».

Владыка обратился к сослужившим ему в этот воскресный день участникам форума, в частности, схиархимандриту Гавриилу (Бунге), протоиерею Иоанну Бэру, протоиерею Чаду Хатфилду, пожелав им помощи Божией в научных трудах и церковном служении. Он также приветствовал присутствовавших в храме представителей инославных Церквей и общин, которые приехали в Москву для того, чтобы принять участие в этой научной конференции.

«Хотел бы пожелать всем вам, дорогие братья и сестры, чтобы Господь, просвещающий всякого человека Своим светом, преображающий каждого человека Своей благодатью, всем нам давал силы жить по Евангелию и исполнять заповеди, которые мы знаем. Не в человеческих силах их исполнить, однако это возможно сделать с помощью благодати Божией», − сказал в заключение митрополит Иларион.

Общецерковная аспирантура и докторантура/Служба коммуникации ОВЦС

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/10_oct/14/ 04.jpg'

    04.jpg12 октября 2013 года декан Свято-Владимирской духовной семинарии (Нью-Йорк, США) протоиерей Джон Бер, прибывший в Москву для подписания соглашения о сотрудничестве между семинарией и Общецерковной аспирантурой, а также для участия в Первой Международной научно-богословской конференции ОЦАД «Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие», выступил с лекцией перед аспирантами и магистрантами. Лекция прошла в конференц-зале ОЦАД.

На встрече также присутствовали канцлер Свято-Владимирской семинарии протоиерей Чад Хатфилд, заведующий издательством семинарии диакон Грегори Хатрак и помощник ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры иеромонах Иоанн (Копейкин).

{gallery}stories/news2013/10_oct/14{/gallery}

В начале встречи декан Свято-Владимирской семинарии  рассказал  об истории и современной жизни духовной школы, у истоков которой стояли великие русские богословы XX века протоиерей Георгий Флоровский и протопресвитеры Александр Шмеман и Иоанн Мейендорф. Лектор рассказал о создании Русского дома во имя святителя Филарета Московского на базе Свято-Владимирской семинарии для преподавателей и студентов из Московского Патриархата.

Отец Джон также поделился своим видением того, каким должно быть богословское образование сегодня. По его мнению, внимательное прочтение Евангельского повествования и памятников святоотеческой литературы должно неизменно оставаться стержнем современной богословской науки. Далее, в своей лекции на тему "Becoming Human", отец Джон постарался наглядно продемонстрировать действенность данного подхода. Магистральной темой выступления стала идея о том, что в мировоззрении Святых Отцов, жизнь человека рассматривалась не иначе, как подвиг достижения человеческого достоинства; только умирая со Христом и во Христе, человек способен родиться к новой жизни, стать полноценным человеком полноценным, то есть таким, каким его задумал Создатель.

В завершение встречи декан Свято-Владимирской семинарии передал для библиотеки Общецерковной аспирантуры коллекцию английских переводов святоотеческой литературы, изданных семинарией.

 

Общецерковная аспирантура и докторантура

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/10_oct/13/ 06.jpg'

  06.jpg

13 октября 2013 года после Божественной литургии в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Общецерковной аспирантурой и докторантурой и Свято-Владимирской семинарией в Нью-Йорке (США).

Документ был подписан ректором ОЦАД, председателем Отдела внешних церковных связей, председателем Комиссии по регулированию студенческого обмена Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом, проректором Общецерковной аспирантуры протоиереем Владимиром Шмалием и помощником ректора иеромонахом Иоанном (Копейкиным). Со стороны Свято-Владимирской семинарии документ подписали ректор протоиерей Джон Бэр и канцлер протоиерей Чад Хатфилд.

{gallery}stories/news2013/10_oct/13{/gallery}

Договор предполагает создание Русского дома имени святителя Филарета Московского на базе Свято-Владимирской семинарии для преподавателей и студентов из Московского Патриархата. Преподаватели будут приглашаться для прочтения курсов лекций, в первую очередь связанных с историей, духовным наследием и литургическим преданием Русской Православной Церкви. Студенты получат возможность обучаться на магистерских программах, проходить стажировки.

Общецерковная аспирантура и докторантура/Служба коммуникации ОВЦС

Научно-образовательная теологическая ассоциация Патриархия - сайт Церковь и время Учебный комитет Богослов.RU