НОВОСТИ

×

Ошибка

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/06_june/07 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/06_june/06 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/06_june/05 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/06_june/04 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/06_june/03/ не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/06_june/02/ не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/06_june/01/ не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/06_june не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/05_may/06 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но /news/012010/05 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но /news/012010/04 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

logo-new.png

24 июня 2013 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре состоялось очередное заседание Общецерковного диссертационного совета. Работу совета возглавил профессор В.Н. Катасонов. На повестке дня рассматривался вопрос о принятии к защите новых диссертационных работ.

По итогам работы Совет принял к защите кандидатскую диссертацию С.А. Кожухова «Терминология Иоанна Кесарийского Грамматика». Официальными оппонентами соискателя были назначены протоиерей Олег Давыденков, заведующий кафедрой восточно-христианской филологии и восточных церквей Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, и иерей Михаил Желтов, заведующий кафедрой церковно-практических наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия. В качестве ведущей организации был выбран Институт философии РАН.

Защита кандидатской диссертации С.А. Кожухова состоится 3 сентября 2013 г.

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/06_june/07/dsc_0068.jpg'

dsc_0068.jpg24 июня 2013 года по благословению ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополита Волоколамского Илариона начались вступительные экзамены для первого потока абитуриентов магистерской, кандидатской и докторской программ.

 В первый день вступительных экзаменов абитуриентам было предложено сочинение по богословию и экзамен по иностранному языку. В оставшиеся дни вступительной сессии, которая продлится до 26 июня, поступающие сдадут устный экзамен по богословию с вопросом по древнему языку, специальности (для кандидатской и докторской программ) и пройдут собеседования с проректором и помощником ректора.

Завершающим этапом  вступительных экзаменов станет собеседование с ректором Общецерковной аспирантуры.

{gallery}stories/news2013/06_june/07{/gallery}

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/06_june/06/2vsn_8122-1200.jpg'

2vsn_8122-1200.jpg21 июня 2013 года в Храме Христа Спасителя в Москве состоялось очередное заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, которое возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Открывая заседание, Святейший Владыка представил собравшимся повестку дня, а также поделился мыслями о путях развития системы духовного образования в Русской Православной Церкви:

«Самой главной темой у нас сегодня выступает тема образовательной реформы в Русской Православной Церкви. Сейчас июнь, это разгар выпускных и вступительных экзаменов. И светские, и православные высшие учебные заведения, духовные школы начинают кампанию по привлечению абитуриентов. Самое время нам с вами обсудить проблемы, связанные с жизнью наших духовных учебных заведений.

Напомню, что необходимость реформирования системы духовного образования была прочувствована Церковью еще в 1990-х гг., поскольку сфера образования во всем мире стремительно меняется, и Церковь не может стоять в стороне от происходящих процессов.

Будущий священнослужитель выходит из стен семинарии или академии не в вакуум и не в прошлый век — он идет навстречу современному обществу с его вызовами, с его темпом жизни, с его скоростями передачи и обработки информации. Он должен быть обеспечен необходимым корпусом знаний и навыков, чтобы быть не только чадолюбивым пастырем (что в первую очередь необходимо сформировать в личности священника), но и интеллектуально соответствовать ожиданиям общества.{gallery}stories/news2013/06_june/06{/gallery}

Одному философу приписывают слова: «воспитание дело трудное, и улучшение его условий одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних». Развитие духовного образования, превращение нашего духовенства еще и в «интеллектуальный класс» нашего общества — это священная обязанность всех нас. И все это не ради некоего интеллектуального эстетства, не ради того, чтобы мы как участники общественного дискурса убедительно выглядели, — все это ради спасения души современного человека, для которого убедительны только те слова, которые способны произвести впечатление и в интеллектуальном плане.

В светском обществе можно порой встретить мнение, что наше духовное образование качественно уступает светскому, что оно слишком специализировано, оторвано от современности, что выпускник даже самой лучшей духовной академии не может стоять на одной планке с выпускником светского университета. Это, конечно, стереотипное мышление, которое сформировано определенным недоверием части общества и академической среды по отношению к системе духовного образования. Отказ видеть в духовных школах полноценных научных и педагогических партнеров нередко происходит по идеологическим соображениям. Ведь реально мы ведем диалог с небольшим кругом ученых; и с теми, с кем диалог ведется, никаких проблем нет, там всё на виду. А вот в среде тех, с кем мы диалог не ведем, такие стереотипы формируются. Думаю, это досадная инерция советского времени, примеры которой мы видим на различных этажах российского общества. Но в духовном образовании есть, конечно, и объективные проблемы, которые нужно безотлагательно разрешать.

Невзирая на то, что думают о духовном образовании люди чрезвычайно от него далекие, может быть, никогда в руках ни один богословский текст не державшие, нам необходимо стремиться к ситуации, когда наши православные институты, университеты, духовные школы будут входить в перечень лучших высших учебных заведений страны. Наши труды призваны приблизить время, когда мы сможем претендовать на место в мировом рейтинге вузов; и эту работу мы должны начинать сейчас, без промедления.

Духовные школы должны быть полностью признаны государством и обществом — как современные конкурентоспособные развитые научно-интеллектуальные гуманитарные центры, которые готовят не просто когорту священников, но академически образованных гуманитариев. Именно к такому результату должна привести образовательная реформа.

Мы не должны замыкаться на гуманитарных науках. Как для физиков может оказаться полезным знание о теологии (по крайней мере, прикосновение к этому знанию поможет разрушить те самые стереотипы и рудименты атеистического прошлого, о которых я говорил), так и выпускникам семинарии нужно понимать, какова современная научная картина мира, каковы современные достижения в теоретической физике и во многих других областях светских знаний, которые имеют очень значительные философские имплементации в жизни.

Священник призван быть разносторонне развитым человеком, ведь он общается с людьми разных профессий и с каждым должен уметь говорить на его языке. Поэтому считаю важным развивать сотрудничество с естественнонаучными вузами, приглашать их профессоров читать лекции в наших учебных заведениях. Со своей стороны мы также готовы, откликаясь на соответствующие просьбы, читать лекции или даже курсы в тех светских вузах, включая вузы технические, у которых есть интерес к получению сведений о современной богословской науке.

Наше общество сегодня многого ждет от священников. Образцового поведения, высокой культуры мысли, высокой культуры слова. Умения давать ответы на острые вопросы нашей жизни — морально-этические, общественные. Конечно, не надо потакать попыткам создавать образ идеального священнослужителя. Это не так, и так никогда не будет. Священники — люди, и они совершают ошибки. Это люди, которые обладают разными талантами, разными способностями, разными знаниями, разным уровнем образования. Но если священник, особенно выступающий публично, плохо образован и при этом еще и стремится поучать всех и вся, общество сразу формирует карикатурный образ. Мы не намерены оправдывать недостойное поведение наших собратьев, но считаем необходимым делать все для того, чтобы повышать духовный, культурный уровень нашего духовенства.

Наши духовные школы как раз и есть те места, где готовится закваска духовной жизни нашего общества. В этом смысле на них — большая ответственность. Апостол Петр говорит: «Пасите Божие стадо, …охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Петр. 5:2-3). Этими богодухновенными словами должна быть пронизана вся система нашего духовного образования, ибо в реализации этого поучения заключается ее подлинный смысл».

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси/Служба коммуникации ОВЦС

16 июня 2013 года гостем телепередачи «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24», которую ведет председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион, стал режиссер и сценарист Сергей Мирошниченко.

Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Сегодня мы будем говорить об образе Христа в кинематографе и о том, как религиозная тематика преломляется в художественном и документальном кино. У меня в гостях режиссер и сценарист Сергей Мирошниченко. Здравствуйте, Сергей Валентинович!

 С. Мирошниченко: Здравствуйте, Владыка. Я много размышлял о том, можно ли изображать Христа в игровом кино. У меня есть на этот счет свое мнение, но сначала я бы хотел услышать Ваше.

Митрополит Иларион: Я думаю, что в принципе изображать Христа в кинематографе возможно – ведь Он изображается на картинах, Ему посвящается музыка. Я думаю, что с помощью кино можно нести христианское благовестие, в том числе и через изображение Христа, роль Которого будет исполнять какой-то актер. Но когда речь идет о конкретных фильмах, я все время задаюсь вопросом, насколько убедительно передана личность Христа, Его образ. Честно говоря, в тех фильмах, которые я видел, я еще не встречал такого образа Христа, который бы меня по-настоящему вдохновил и убедил. Я воспитан в православной традиции, которая воспринимает Христа, если говорить о визуальном образе, прежде всего, через икону. На меня очень часто как-то отталкивающе действует академическая живопись, изображающая Христа реалистичными красками, в реалистичной манере, тогда как икона передает заведомо идеализированный образ, заведомо дистанцированный от некой реальной, физической фигуры, которая жила в истории. Но это помогает тебе переживать образ Христа так, как ты сам его чувствуешь. Тебе никто не навязывает внешнюю трактовку, как, например, это делает Пазолини в своем фильме «Евангелие от Матфея».

С. Мирошниченко: Трактовку социалиста.

Митрополит Иларион: Да, откровенного социалиста.

С. Мирошниченко: Бунтаря, который изгоняет всех из храма. Это была трактовка Пазолини.                                                

Митрополит Иларион: Я думаю, что главная опасность изображения Христа в кинематографе заключается в том, что авторы фильма создадут такой образ Христа, который многими зрителями будет воспринят отрицательно и через который люди не смогут приобщиться к реальному, живому Христу. Для нас Христос – это не просто исторический персонаж, это личность, к которой можно приобщаться, с которой можно общаться.

С. Мирошниченко: Мне кажется, в данном случае человеческого становится больше, чем Божественного. Даже когда большой художник дает свою трактовку Христа, он сужает рамки. Несколько таких примеров есть и в нашем кинематографе, когда снимали фильмы по «Мастеру и Маргарите». В обоих случаях Христа играли разные актеры, причем весьма известные. Но в обоих случаях мне казалось, что это было непонимание святости. И меня это пугает.

Я недавно услышал, что один известный режиссер собирается поставить фильм о преподобном Сергии. Я понимаю, если бы он захотел снять фильм о Дмитрии Донском, об Александре Невском – там человеческие начала очень ясны, но сыграть преподобного Сергия, наверное, будет очень сложно, и, с моей точки зрения, лучше этого не делать.

Образ Бога и Христа шире, чем наше знание о Нем. Разумные творческие  люди (такие, как Тарковский) не брали впрямую образ Христа. Они снимали некие притчи, например «Сталкер», где речь шла о некоем человеке, который пытается нас привести к вере, а мы неспособны поверить. Это, собственно говоря, образ Христа. Или, например, в «Андрее Рублеве» есть ведь изображение Бога, но это рублевская «Троица», в которой Христос, как известно, протягивает руку к чаше.

Мне кажется, что в документальном кино, когда мы показываем девственный пейзаж, мы показываем лик Божий, отраженный каким-то особым образом, потому что такой пейзаж – это творение Бога на земле, не искаженное, не изуродованное. Я знаю, что Вы сейчас снимаете документальное кино.

Митрополит Иларион: Я снимаю документальное кино разного рода. Прежде всего, это фильмы, посвященные христианским темам, в том числе и самому Христу. Я снял десять фильмом на тему «Церковь в истории», которые были показаны на телеканале «Культура». Идея заключалась в том, чтобы в формате этих десяти серий – каждая по 26 минут – рассказать всю историю Церкви от Иисуса Христа до наших дней через какие-то самые яркие примеры. Из всей многовековой истории надо было выбрать самые основные, опорные пункты и их проиллюстрировать соответствующим видеорядом.

Другой проект у меня был тоже с телеканалом «Культура» — это фильмы под общим названием «Человек перед Богом», задуманные как некое введение в жизнь Церкви. Это сложная тема. Ее сложно показать интересно. Например, один фильм целиком посвящен таинству Крещения. Мы рассказываем о внешней стороне таинства, как оно происходит, какие молитвы читаются. Но ведь самое важное – людям рассказать о смысле, о том, что это не просто какой-то ритуал. Нужно показать, ради чего совершаются все эти священнодействия, что за этим следует, как меняется жизнь человека, который принял крещение. А для этого требуется мастерство, талант, фантазия. Вот куда может вложить свои силы документалист.

С. Мирошниченко: Я принял крещение во взрослом возрасте и хорошо помню свои ощущения. Это дополнительная сила, которая дается человеку, окрыляет его.

Митрополит Иларион: Вы сказали, что лик Божий можно передать через показ пейзажей и природы. Но лик Божий можно передать и через показ лиц и жизни людей. И это удается Вам очень хорошо. Мне очень нравится Ваш проект – отследить жизнь нескольких людей, рожденных в СССР, до настоящего времени. Я поражаюсь тому, как Вы задумали этот проект, рассчитанный на много лет вперед. Самое интересное, что в фильме показана судьба реальных людей, а не актеров с наклеенными бородами.

Если фильм о Сергии Радонежском будет все-таки снят, проблемы восприятия его образа начнутся сразу же: как только актеру наклеят бороду, это уже создаст дистанцию между этим актером и тем персонажем, которого он изображает. Уж лучше пусть актер бороду сам отрастит. Пусть он на это потратит несколько месяцев или даже лет, но это должно быть живое лицо – не замаскированное, не загримированное лицо человека.

С. Мирошниченко: А может быть, ему стоит пожить аскетической жизнью? Он должен быть таким человеком, который мог бы подойти к медведю, и медведь бы его лапой не цапнул. Но это невозможно. Лично я никогда не хотел снять художественный фильм о Христе. Как бы ни были прекрасно, профессионально показаны мучения Христа у Мела Гибсона, но через какое-то время начинаешь думать, что режиссер потратил слишком много времени на то, чтобы показать эту жестокость, и потерял за этим Бога, хотя он и верующий человек.

Митрополит Иларион: Я думаю, что фильм Гибсона был одним из лучших примеров изображения Христа в кинематографе. Кого-то, конечно, отпугнул этот подчеркнутый натурализм, но ведь Гибсон совершенно сознательно так показал страсти Христовы, чтобы напомнить людям, что это действительно были тяжелейшие физические страдания. Нам сегодня говорят: вот бичевание, но мы не представляем, что это такое. Для нас это абстракция. Ведь никого из нас не били ни розгами, ни плетьми. Человек нес свой крест, но мы плохо представляем, что такое крест, реальный, тяжелый, деревянный крест, под которым человек падает, причем уже после того, как он прошел через страшные физические мучения. Конечно, мы не представляем себе, что такое смерть на кресте, то есть смерть от истощения, от обезвоживания. Все это Гибсон показал, и за это ему большое спасибо.

Почему мы в православной традиции так любим иконы, фрески? Они не заслоняют того Христа, с которым мы общаемся в молитве. А попробуем представить себе, что человек насмотрелся на образ Христа в каком-то фильме, и потом он начинает молиться Христу, но при этом представляет себе не Христа, а того человека, который в фильме сыграл его роль. Это будет очень большое искушение. Для нас очень важно, чтобы образ Христа, который мы видим в изобразительном искусстве или музыке, не заслонял реальную возможность общения с Христом. И в этом смысле у кинематографа есть дополнительны опасности, связанные с реалистичностью того образа, который предстает на экране.

С. Мирошниченко: Владыка, у меня есть еще один вопрос. Вы много говорите о терпимости. Скажите, а как Вы относитесь к тому, как Христос изгонял торгующих из храма. Он говорил: «Не мир Я принес, но меч» (См. Мф. 10:34). Что Вы думаете по этому поводу?

Митрополит Иларион: Евангелие удивительным образом раскрывает живую личность Христа. Мы видим, что Христос не был абстрагирован от реальной жизни. Он был Человеком, полностью погруженным в нашу земную жизнь, в наши земные проблемы. Почему и реагировал Он на события эмоционально. Он пришел в храм, чтобы помолиться и увидел там торгующих. Вместо дома молитвы Он увидел дом торговли. Его сердце возмутилось. Он по-человечески возмутился и начал плетью изгонять этих людей из храма. Это был чисто человеческий конфликт.

Или, допустим, конфликт с фарисеями, которых Он осуждал. Обратите внимание: Он не осуждал ни мытарей, ни блудниц – тех, кого принято было осуждать. Он всех их как бы оправдывал. Он ко всем относился по-доброму. Но была такая группа людей, которых Он совершенно не мог терпеть – фарисеи, люди, которые спекулировали религией, которые продавали благочестие. Посмотрите, как Он жестко с ними говорит. Этот эмоциональный фон личности Христа, конечно, полностью уходит из иконографии, из музыки, посвященной Христу, но он присутствует в Евангелии.

С. Мирошниченко: Мне очень интересны Ваши рассуждения. Хочу пожелать Вам творческих успехов, потому что Вы сейчас на трудном пути. Действительно, очень сложно снять фильм о таинствах.

Митрополит Иларион: Эти фильмы мы уже сделали, а тот фильм, который мы сейчас готовим, будет посвящен 1025-летию Крещения Руси. Он будет показан на канале «Россия-1» 24 июля, в день, когда вся Русская Церковь будет праздновать это событие. В этом фильме я хочу показать путь, который Церковь прошла за последние 25 лет, от 1000-летия Крещения Руси до нынешнего момента. Вот в этом пожелайте мне успеха.

С. Мирошниченко: Желаю, чтобы все получилось.

Митрополит Иларион: А я желаю Вам успеха во всех Ваших проектах. Хочу воспользоваться случаем и поздравить Вас с присуждением Государственной премии. Это заслуженная награда. Надеюсь, что мы увидим еще много-много Ваших документальных фильмов, которые несут людям добро, которые наполнены глубоким смыслом.

Служба коммуникации ОВЦС

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/06_june/-IMG_7065prw.jpg'

-IMG_7065prw.jpg20 июня 2013 г. в рамках проекта Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия «Религия, наука и общество» в Киевской духовной академии прошел исследовательской семинар, в котором приняли участие всемирно известные ученые профессоры Чарльз Тейлор (Университет МакГилл), Хосе Казанова (Джорджтаунский университет, США) и девять молодых ученых из России, Украины, Белоруссии и Литвы.

Перед началом семинара к участникам обратился проректор КДА прот. Сергий Ющик, зачитавший приветственное слово митрополита Бориспольского Антония,  ректора Киевских духовных школ, управляющего делами Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. В частности, он отметил, что «реализация подобных проектов принесет значительную пользу и науке, и Церкви, и теологии, и философии религии». С ответным словом выступил проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия, секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии протоиерей Владимир Шмалий.

{gallery}stories/news2013/06_june/05{/gallery}

Семинар положил начало исследовательскому проекту, который будет продолжаться в течение года под научным руководством профессора Хосе Казановы. В ходе рабочего заседания участники семинара представили презентации своих исследовательских проектов, выслушали критику и предложения со стороны профессоров Казановы и Тейлора и других коллег.

Завершая семинар, профессор Тейлор отметил, что участие в проекте открыло для него совершенно новый горизонт проблем, связанный с состоянием религии на постсоветском пространстве. Научный руководитель исследовательской группы профессор Казанова пожелал участникам проекта наилучшим образом использовать возможность взаимодействия с западными учеными, участвующими в проекте.

Группа будет собираться для дискуссий и консультаций с зарубежными специалистами на каждом этапе работы проекта. Результаты исследований будут представлены на итоговой конференции.

Накануне в рамках проекта «»Религия, наука и общество» также состоялись публичные лекции в Киево-Могилянской академии. Профессор Хосе Казанова 18 июня прочитал лекцию «Светские режимы и религиозная динамика в постсоветских обществах: сравнительный анализ ситуации в Восточной Германии, Польше, Украине и России». На следующий день профессор Чарльз Тейлор выступил с лекцией «Различные понимания секуляризации на Западе».

Трехлетний проект «Религия, наука и общество» осуществляется Общецерковной аспирантурой и докторантурой в партнерстве с Синодальной библейско-богословской комиссией и англо-американским Обществом христианских философов при поддержке Фонда Джона Темплтона. За это время Россию, Украину и Белоруссию посетят пятнадцать ведущих ученых и специалистов в области социологии и философии религии, современной теологии, диалога науки и религии.

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/06_june/04/img_2886.jpg'

img_2886.jpg18 июня 2013 года председатель ОВЦС, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион встретился с президентом Международной академии «Tuning» профессором Джулией Гонзалес. Во встрече, которая прошла в Отделе внешних церковных связей,  также приняли участие помощник ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры иеромонах Иоанн (Копейкин) и исполнительный секретарь Учебного комитета, методист Общецерковной аспирантуры и докторантуры иеромонах Родион (Ларионов).

В ходе беседы были обсуждены перспективы совместных проектов Общецерковной аспирантуры и академии.

 Митрополит Иларион рассказал о современном положении высшего духовного образования в Русской Православной Церкви и о тех трудностях, с которыми сегодня в России сталкивается теология как научная дисциплина. Профессор Дж. Гонзалес представила историю становления и развития методологии «Tuning», а также ее распространении в различных университетах мира.

Участники встречи обсудили возможности использования методологии «Tuning» для выстраивания механизмов сопоставления и признания образовательных программ Русской Православной Церкви со стороны зарубежных университетов, аккредитационных агентств и ассоциаций по контролю качества. Были намечены ближайшие практические шаги по реализации достигнутых договоренностей. В частности, стороны выразили обоюдную заинтересованность в создании международного Тьюнинг-центра по теологии в России.

В заключение участники встречи обменялись памятными подарками

{gallery}stories/news2013/06_june/04{/gallery}

                                                                                                           ***

Проект «Tuning» – «Настройка образовательных структур» («Tuning of educational structures») – начинался и развивался в широком контексте создания и постоянного реформирования системы европейского высшего образования. Задача проекта – связать цели, поставленные Болонским процессом, с целями высших учебных заведений Европы. За несколько лет участники проекта сформировали основные методологические подходы к планированию, разработке, оценке и повышению качества образовательных программ для первого, второго и третьего уровней высшего образования. Методология «Тюнинг» полностью соответствует контексту Болонского процесса и является основным академическим инструментом процесса создания единого европейского пространства высшего образования.

В настоящее время методология «Тюнинг» используется, помимо Европы, в университетах США, Латинской Америки, Африки, Южной Азии, Китая, Японии, Австралии.

Служба коммуникации ОВЦС

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/06_june/timothey-mglu.jpg'

timothey-mglu.jpg18-19 июня 2013 года в Московском государственном лингвистическом университете состоялся международный семинар-совещание представителей государств - участников СНГ по проблемам налаживания более тесных взаимоотношений в деле развития системы подготовки специалистов  в области истории и культуры традиционных религий «Перспективы развития духовного образования – взгляд в будущее».

Общецерковную аспирантуру и докторантуру на заседании представил  докторант кафедры Внешних церковных связей иеромонах Тимофей (Ясеницкий), который выступил с докладом, посвящённым теме «Вузы и их роль в изучении культуры традиционных религий в странах СНГ».

В ходе встречи, на которую собрались учёные, общественные деятели и журналисты, обсуждались актуальные вопросы в области международного  взаимодействия светских и духовных учебных заведений, повышения уровня и качества духовной культуры среди молодежи и, в этой связи, роли информационных технологий.

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/06_june/IMG_6824prw.jpg'

IMG_6824prw.jpg17 июня 2013 г. выступлением одного из ведущих специалистов в области социологии религии профессора Хосе Казановы (Джорджтаунский университет, США) начался трехлетний проект Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. равноапост. Кирилла и Мефодия «Религия, наука и общество». Лекция профессора Казановы «Социологическая значимость работы “Секулярный век” Чарльза Тейлора», прочитанная им в Национальном педагогическом университете им. Драгоманова, предварила лекционную и научно-исследовательскую часть проекта, связанную с визитом в Киев всемирно известного философа, христианского мыслителя, лауреата Темплтоновской премии профессора Чарльза Тейлора (Университет МакГилл, Канада).

{gallery}stories/news2013/06_june/03/{/gallery}

Перед началом выступления профессора Казановы слушателей от лица ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии митрополита Волоколамского Илариона приветствовал проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры протоиерей Владимир Шмалий. По окончании лекции слово взял профессор Чарльз Тейлор, он поблагодарил лектора за глубокий анализ его монографии «Секулярный век» и рассказал о причинах побудивших его написать книгу. Затем профессоры Тейлор и Казанова ответили на вопросы заинтересованной аудитории.

Киевский этап проекта «Религия, наука и общество» продлится до 22 июня. За это время научный руководитель первого года проекта профессор Хосе Казанова прочитает лекцию «Светские режимы и религиозная динамика в постсоветских обществах: сравнительный анализ ситуации в Восточной Германии, Польше, Украине и России» (Киево-Могилянская академия, 18 июня, 17:00). Профессор Чарльз Тейлор выступит с публичной лекцией «Различные понимания секуляризации на Западе» в Киево-Могилянской академии (19 июня, 15:00), а также проведет семинар для исследовательской группы в Киевской духовной академии (20 июня). Также запланирован ряд интервью с профессорами Тейлором и Казановой, обсуждение перспектив проекта, а также рабочая встреча организаторов проекта с исследовательской группой.

В течение первого года также планируются визиты классика современной социологии религии Дэвида Мартина из Лондонской школы экономики (Москва, 10-15 сентября 2013 г.), ведущего научного сотрудника Центра Йена Рамсея при Оксфордском университете Роджера Тригга (Санкт-Петербург, 2-6 октября 2013 г.), а также научного сотрудника авторитетного центра Pew Forum, занимающегося исследованием взаимодействия религии и общества в современном мире (Москва, 3-6 апреля 2014 г.). Завершит первый год второй визит в Киев профессора Хосе Казановы (Киев, 5-7 июня 2014 г.).

Проект осуществляется Общецерковной аспирантурой и докторантурой в партнерстве с Синодальной библейско-богословской комиссией и англо-американским Обществом христианских философов при поддержке Фонда Джона Темплтона.

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/06_june/02/IMG_4110.jpg'

IMG_4110.jpg11 июня 2013 г. состоялось заседание кафедры истории Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Кафедрой была рассмотрена диссертация докторанта священника Алексия Колчерина на соискание ученой степени доктора церковной истории "Миссионерско-просветительская система Н.И. Ильминского (вторая половина XIX - начало XX в.) и христианизация малых народов Казанского края" (научный консультант - заведующий кафедрой доктор исторических наук профессор А.Ю. Андреев).

На обсуждении работы, прошедшем под председательством профессора А.Ю. Андреева, присутствовали заместитель заведующего кафедрой, секретарь Ученого совета А.И. Мраморнов и рецензенты: доктор церковной истории, доктор исторических наук Н.Ю. Сухова (ПСТГУ), доктор исторических наук А.Ю. Полунов (МГУ им. М.В. Ломоносова), кандидат исторических наук А.Г. Кравецкий (Институт русского языка РАН).

По итогам заседания работы была рекомендована к защите в Общецерковном диссертационном совете при условии внесения поправок, отражающих высказанные рецензентами замечания.

{gallery}stories/news2013/06_june/02/{/gallery}

logo-new.png

Инициатива сотрудничества НИЯУ МИФИ с Русской Православной Церковью принадлежит руководству университета. В 2010 году МИФИ посетил по приглашению ректора Святейший Патриарх Кирилл, который освятил домовый храм и выступил перед преподавателями и студентами. В 2011 году было принято решение о создании в МИФИ междисциплинарного центра, на базе которого предполагалось развивать  диалог науки и религии.

В начале 2012 года в МИФИ состоялись двухнедельные курсы повышения квалификации для преподавателей богословских учебных заведений, которые читают лекции по основам естествознания и по вопросам соотношения науки и религии. В рамках этих курсов имели место выступления двадцати ведущих российских ученых-естественников – специалистов в области физики, биологии, геологии и географии, которые рассказали о современном состоянии и последних достижениях соответствующих наук. Организатором курсов со стороны Церкви была Общецерковная аспирантура и докторантура (видеозаписи размещены на сайте Общецерковной аспирантуры).

Следующей инициативой руководства МИФИ стало предложение открыть в университете кафедру теологии.

Решение об открытии такой кафедры было принято Ученым советом МИФИ 15 октября 2012 г. Перед членами Совета выступил митрополит Волоколамский Иларион, представивший членам Совета свое видение того, каким может быть место кафедры теологии в рамках светского университета.

Кафедра теологии в НИЯУ МИФИ не ориентирована на подготовку теологов, а является подразделением общегуманитарного блока, которое предлагает студентам ряд курсов по выбору и согласовывает свою работу с другими общеобразовательными подразделениями университета. Так, на 2013-14 учебный год подготовлены следующие курсы: «История христианской мысли», «Язык как феномен культуры», «История искусства», «Научная мысль в общекультурном контексте: формирование научных программ».

Открытие кафедры теологии в светском вузе не является новшеством. В настоящее время лицензию на подготовку теологов получили 37 государственных и 10 негосударственных вузов. Уже более десяти лет действует федеральный государственный образовательный стандарт по теологии.

Митрополит Волоколамский Иларион, избранный на должность заведующего кафедрой теологии в НИЯУ МИФИ, занимает значимое положение в иерархии Русской Православной Церкви. Он является председателем Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви, постоянным членом Священного Синода, ректором Общецерковной аспирантуры и докторантуры, председателем Общецерковного диссертационного совета, председателем Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви.

Избрание митрополита Илариона заведующим кафедрой теологии МИФИ было обусловлено не его иерархическим положением в Церкви, а тем, что Высокопреосвященный Иларион является одним из самых известных сегодня в академическом мире богословом, специалистом по патристике. Митрополит Иларион, защитивший докторскую диссертацию в Оксфордском университете, является профессором богословского факультета Фрибургского университета  и Московской духовной академии, почетным доктором и профессором ряда зарубежных и отечественных университетов, автором целого ряда фундаментальных научных исследований.

Отказ священнослужителю в праве осуществлять профессиональную деятельность преподавателя и ученого в светском вузе является дискриминацией по религиозному признаку, запрещенной Конвенцией «О защите прав человека и основных свобод» (1950).

Упоминаемый в письме вопрос об обеспечении ядерной безопасности находится в компетенции Ученого совета МИФИ. Работа кафедры теологии не предполагает какого-либо влияния на работу других кафедр, вмешательства в образовательную и научную деятельность, осуществляемую в рамках конкретных естественнонаучных дисциплин.

Кафедра теологии призвана способствовать расширению общегуманитарной составляющей образовательного процесса и дать возможность учащимся познакомиться с той ролью, которую религия играла и продолжает играть в истории и культуре нашей страны.

Некорректно говорить в связи с учреждением кафедры теологии о «проникновении Церкви» в систему образования. Кафедра теологии является структурным подразделением НИЯУ МИФИ, а не церковной структурой. Кафедра теологии осуществляет не религиозную, а исключительно образовательную деятельность в рамках российского законодательства, устава университета и под контролем соответствующих административных органов университета.

Вызывает сожаление, что группа уважаемых ученых выступила в жанре публичного доноса, намеренно или по незнанию искажая факты и порождая общественный конфликт. Такого рода акции, напоминающие нам о методах общественного воздействия советских времен, никоим образом не способствуют достижению гражданского мира и согласия.

С нашей точки зрения, следует не производить новые разделения в обществе, но стремиться к взаимопониманию и плодотворному сотрудничеству различных общественных, культурных и интеллектуальных сил. Недоумения и конфликтные ситуации необходимо разрешать цивилизованно, в ходе содержательного и взаимоуважительного диалога с участием всех заинтересованных сторон.
Мы со своей стороны готовы к такому диалогу.

Протоиерей Владимир Шмалий
Проректор Общецерковной Аспирантуры и докторантуры
Русской Православной Церкви

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/06_june/01/1.jpg'

1.jpg8-10 июня 2013 г. состоялся исследовательский семинар по диалогу религии и науки, организованный Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых Кирилла и Мефодия и Синодальной библейско-богословской комиссией Русской Православной Церкви.

Семинар проводился в рамках работы над документом «Соотношение науки и веры» Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, а также во исполнение решений Архиерейского Собора 2013 г. по дальнейшему развитию и систематизации диалога с наукой (п.23 Постановлений Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви).

В семинаре выступили с докладами и приняли участие в дискуссии церковные и светские специалисты – богословы, философы, религиоведы и социологи.

Участники семинара сделали предложения по разработке новой методологии диалога церковной и светской науки с учетом новейших тенденций в философии науки и религиоведении, а также в теологическом осмыслении последних достижений науки и техники.

{gallery}stories/news2013/06_june/01/{/gallery}

8 июня 2013 года гостем телепередачи «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24», которую ведет председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион, стал телеведущий и журналист Владимир Молчанов.

Митрополит Иларион: Дорогие братья и сестры! Христос воскресе! Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Сегодня мы будем говорить о Церкви и интеллигенции. У меня в гостях телеведущий и журналист Владимир Молчанов. Здравствуйте, Владимир!

 В. Молчанов: Здравствуйте, Владыка. За последние двадцать пять лет я второй раз говорю на эту тему — «Церковь и интеллигенция». Первый раз это случилось в 1988 году на улице Неждановой в церкви Воскресения Словущего, где меня крестили. Я тогда разговаривал с архиепископом Питиримом – настоятелем этого храма. Он играл для меня на виолончели. И мы обсуждали тему «Церковь и интеллигенция». Мы говорили о двух литургиях – Чайковского и Рахманинова, которые при жизни композиторов не были исполнены в храмах. Литургия Чайковского лишь была исполнена, когда он скончался, а литургия Рахманинова в русском православном храме на территории тогдашнего Советского Союза прозвучала в 1987 году, спустя  семьдесят лет после того, как он ее написал, хором под управлением Минина. С этого мы начали наш диспут: существует ли конфликт между Церковью и интеллигенцией? Или это придумано? Что Вы думаете по этому поводу?

Митрополит Иларион: Во-первых, сначала надо определить, что такое «интеллигенция», потому что само это слово понимается очень по-разному. Интересно, что в иностранных языках такого слова нет. Хотя само слово имеет латинский корень, но оно не переводится ни на английский, ни на французский. Когда хотят это слово перевести, особенно в русском контексте, его так и переводят – intelligentsia, то есть как перевод с русского. Само по себе это говорит о том, что понятие интеллигенции, которое у нас сложилось в XIX веке, уникально для России, для российского контекста. Тогда интеллигенция понималась как класс образованных и свободомыслящих людей, как класс носителей прогресса – прежде всего, в смысле французского просвещения. И во многом эта интеллигенция была нецерковной или даже антицерковной.

Конфликт между Церковью и интеллигенцией на рубеже XIX-XX столетия был довольно острым. Именно интеллигенция готовила и свержение монархии, и удар по Церкви, и ниспровержение всего того традиционного жизненного уклада, который складывался в России на протяжении веков. Были, конечно, какие-то попытки наладить контакт между Церковью и интеллигенцией: это и религиозно-философское общество начала XX века, это и сборник «Вехи». Авторы, опубликовавшие свои статьи в «Вехах», пытались навести мосты между Церковью и интеллигенцией. Но все это, к сожалению, проваливалось в бездну предреволюционного хаоса, виновником которого стала как раз интеллигенция.

Но это – история. А сегодня открываются совершенно другие возможности, потому что нынешняя интеллигенция в значительной своей массе воцерковлена. И поэтому диалог между Церковью и интеллигенцией не отмечен тем антагонизмом, который существовал на рубеже XIX и XX веков.

В. Молчанов: Вы были рукоположены в 80-х годах.

Митрополит Иларион: В 1987 году.

В. Молчанов: Вы знали старое священство. Ощущали ли Вы, что в советскую эпоху настоящая интеллигенция была безусловным союзником Церкви, потому что Церковь уничтожалась, священство расстреливалось. Церковь как бы противостояла власти, а удел интеллигенции – быть отстраненной от власти. А когда все изменилось и Церковь заняла те позиции, которые она занимает сегодня, у некоторой части интеллигенции (я подчеркиваю, у некоторой) возникло неприятие официоза, официальной позиции Церкви.

Митрополит Иларион: Надо сказать, что Церковь не была активной противницей власти в советское время. Церковь была гонимой. Церковь была практически уничтожена в 20-30-е годы. В 40-е она немножко воспряла в результате того, что политика государства по отношению к Церкви поменялась во время войны. Но в 50-60-е она снова превратилась в объект жестких гонений, и практически до самого конца советской власти оставалась гонимой. Вы назвали очень важную для нас дату – 1988 год. Это 1000-летие Крещения Руси, когда по сути дела, Церковь впервые вышла из катакомб, когда впервые о Церкви заговорили с экранов телевизоров, когда прошли массовые шествия – крестные ходы по всей стране и когда началось то церковное возрождение, которое продолжается сейчас. Действительно, в 70-80-е годы у определенной части интеллигенции наблюдалось ярко выраженное стремление к сближению с Церковью. Довольно много представителей интеллигенции приходили в Церковь. Причем часто окольными путями – через философию, через увлечение буддизмом или йогой – они в конце концов находили себя в Православной Церкви.

Нельзя сказать, что в советское время Церковь была в открытой оппозиции к власти, потому что ее официальная позиция (как ее выражал Патриарх и Священный Синод) была позицией лояльности. Другое дело, что Церковь продолжала осуществлять свою миссию, которая по сути дела была государством запрещена.

В. Молчанов: Я внимательно слежу за тем, что происходит в Церкви в последнее время. Мне кажется, что по естественным причинам определенная часть молодого священства стала значительно менее интеллигентной, чем была при советской власти, значительно менее образованной. Это тоже интеллигенцию несколько раздражает. Вы не согласны с этим?

Митрополит Иларион: Может быть, это и было для нас характерно в 90-е годы, когда открылось столько священнический вакансий, что их просто невозможно было заполнить образованными людьми. Иной раз архиерею приходилось ставить не очень подготовленного и даже не очень подходящего для этого дела человека просто, чтобы хоть кто-то там служил. Но ситуация стала выправляться уже в конце 90-х и, особенно в 2000-е годы, когда Церковь стала постепенно повышать образовательную планку. Сейчас у нас есть официальное требование, что каждый священник имел высшее образование – либо светское, дополненное духовным, либо просто духовное. Сегодня для необразованного, мало знающего человека очень трудно соответствовать этим критериям, которые становятся все более и более высокими. И это хорошо, потому что в современной ситуации, когда Церковь является видимой частью общества, когда священнослужители присутствуют в публичном пространстве (не только у себя в храме, где священнику многое могут простить, потому что прихожане его знают и любят, но и за пределами храма, где каждое слово священника оценивается иногда с враждебных позиций). В этой ситуации мы не можем себе позволить иметь священников неинтеллигентных, необразованных, некомпетентных в каких-то областях. Мы сейчас работает над тем, чтобы создать духовенство нового поколения.

Я возглавляю такую духовную школу, которая называется Общецерковная аспирантура и докторантура. Ее создал Святейший Патриарх Кирилл сразу после того, как взошел на Патриарший престол. Мы установили очень высокую планку. Например, у нас каждый студент должен как минимум свободно владеть одним иностранным языком и еще одним – пассивно.

В. Молчанов: В 1987 году моя телепрограмма стала первой в СССР, которая показала не кающегося священника. Это был владыка Питирим. Когда я снял его, мне три месяца не разрешали его выпустить. Уже тогда, в 1987 году, государство стало бояться интеллигентных, мыслящих священнослужителей. Сегодня по телевидению мы часто видим священников, выступающих с проповедями, ведущих телепрограммы. Когда это люди культурные, высокообразованные, это очень интересно. Но не кажется ли Вам, что здесь некоторый перебор – особенно когда речь идет о ряде протоиереев, которые начинают менторским тоном поучать нас в различных ток-шоу?

Митрополит Иларион: Недавно у нас было заседание Высшего церковного совета. Это такой орган управления Церковью, который был создан Святейшим Патриархом недавно для координации работы различных синодальных отделов. Мы там говорили об информационной политике Церкви. И я как раз сказал, что очень важно не просто говорить людям какие-то истины, но и говорить их в правильном тоне, потому что тот менторский тон, о котором Вы говорите, а иной раз, и агрессивный тон, с которым священник может обращаться к предполагаемой пастве, отталкивает и отпугивает людей. Он не может сделать людей сторонниками Церкви. К сожалению, действительно бывает так, что священнослужитель, появляющийся на телеэкране, вместо того, чтобы говорить с людьми спокойно, убедительно, тихо, скромно, говорит с ними агрессивным тоном.  Конечно, это отталкивает людей.

В. Молчанов: Я и сам частично прошел через это. Такая выраженная позиция интеллигенции: «Мне не нужен посредник между мной и Богом. Я могу сам разговаривать с Богом вне общения со священником». Но потом я заметил, что на главные церковные праздники – будь-то светлое Христово Воскресение или Рождество – меня все равно тянет в храм. Я не могу не пойти туда. Но у некоторой части интеллигенции осталась такая позиция. Откуда это?

Митрополит Иларион: Есть такой стереотип, что священник пытается поставить себя между человеком и Богом, но на самом деле – он может помочь другому человеку обрести свой путь к Богу. Священник никогда не должен ни подменять, ни заслонять Бога. Священник, как Иоанн Предтеча, который готовит людей к принятию Христа, но когда приходит Христос, он отступает в тень. Мы всегда говорим, что личный религиозный опыт человека, личная встреча человека с Богом – это то, ради чего существует Церковь, это то, ради чего совершатся церковные таинства. Но, с другой стороны, мы говорим, что ни одно церковное таинство не может совершиться без священника – ни таинство Евхаристии, когда мы причащаемся Тела и Крови Христа под видом хлеба и вина, ни таинство исповеди, когда мы называем свои грехи и получаем от Бога, не от священника их отпущение. Но происходит это через священника.

В. Молчанов: Меня потрясло одно высказывание Антона Павловича Чехова: «Я давно перестал верить в Бога и с изумлением смотрю на верующего интеллигента». Не кажется ли Вам, что некоторой части интеллигенции гораздо легче поверить в Бога, нежели в институт Церкви?

Митрополит Иларион: Противопоставление Бога и института Церкви – искусственное. Более того, это противопоставление сознательно придумывают враги Церкви, чтобы ее дискредитировать и тем самым воспрепятствовать людям приходить к Богу – ведь Церковь создана не людьми, а самим Христом. Другое дело, что люди созидали Церковь. Она созидалась человеческими руками. Но Сам Христос доверил людям это созидание. Ведь если бы Он захотел, Он Сам мог прописать правила церковной жизни. В конце концов, собственноручно что-то написать. Но он ничего этого не сделал. Он передал всю реализацию того, что Он хотел создать на земле, Своим ученикам – апостолам. Они создавали Церковь. Они ее создали такой, какой она дошла до наших дней. Конечно, что-то менялось в культурном плане, в плане миссионерской стратегии. Но по своей сути и по своей структуре Церковь остается такой же, какой она была создана апостолами. Поэтому утверждения о том, что Бог – это хорошо, а Церковь – это плохо, что в Бога я готов поверить, но Церковь не готов принять, – в лучшем случае, основаны на недостаточном знании христианства, а в худшем случае – это сознательное противление Богу, которое облекается в одежды так называемого антиклерикализма. По сути дела те, которых сегодня называют малопонятным словечком «антиклерикалы», это безбожники, это люди, которые открыто идут против Церкви.

В. Молчанов: Вы думаете, что против Церкви открыто идут именно безбожники. Вспомним эти периодические волны атак на Русскую Православную Церковь. Не кажется ли Вам, что это не удел интеллигенции – атаковать Церковь, что это происходит совсем по другой причине? Что это нападки не на Церковь, а на некую малую часть священства, чьи поступки или высказывания вызывают сомнения у людей?

Митрополит Иларион: Я не хочу сказать, что мы сами совсем не даем поводов для критики, и когда критика бывает конструктивной и доброжелательной, она нам полезна, и мы ее принимаем. Но когда мы встречаемся с агрессивной кампанией, которая использует ложь и клевету, мы понимаем, что это заказная кампания или кампания, которая исходит от людей, сознательно враждебных Церкви. И этот фактор нельзя исключить.

В. Молчанов: Никогда не мог понять, кому это выгодно. Нас крестят в Церкви при рождении и нас отпевают в ней, когда мы уходим.

Митрополит Иларион: Есть люди, которых не крестят и которые не хотят, чтобы их отпевали. Христос, когда создавал Церковь, предупредил Своих учеников, что они не будут жить в хороших условиях, что они будут гонимы, что их будут неправильно воспринимать, что их слова будут перетолковывать, что они будут становиться мучениками за веру, за Христа, за Евангелие. В ходе истории эти гонения принимали разные формы. Но были они всегда.

 

Служба коммуникации ОВЦС

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/06_june/6883-016_b.jpg'

6883-016_b.jpg3 июня 2013 года в Казанской духовной семинарии состоялся финальный тур олимпиады по древнегреческому языку среди учащихся духовных школ. От Общецерковной аспирантуры и докторантуры, по благословению ректора митрополита Волоколамского Илариона, в олимпиаде принял участие магистрант второго года обучения Андрей Гусев, занявший по итогам конкурса второе место.

 Жюри олимпиады возглавил ректор духовной школы митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий, в состав жюри вошли представители кафедры филологии Казанской духовной семинарии и Приволжского федерального университета.

В финальном туре приняли участие представители учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга и Самары, успешно выполнившие задание заочного тура олимпиады. Конкурсантам было предложено показать свои знания истории и культуры Древней Греции, умение работать с древними рукописными текстами, знания в области истории греческого языка. Участники олимпиады также переводили гимн преподобного Симеона Нового Богослова, продемонстрировали навык чтения стихов на греческом языке и знание особенностей языка библейских текстов.

Перед подведением итогов олимпиады перед участниками и гостями олимпиады выступил ректор Казанской духовной семинарии, митрополит Анастасий. В своей речи Владыка отметил, какое место должно занимать изучение греческого языка в системе духовного образования, а его применение – в литургической жизни Церкви.

По итогам двух туров олимпиады призовые места распределились следующим образом:

1 место - студент 4 курса Санкт-Петербургской духовной семинарии Максим Никулин;

2 место - студент 2 курса магистратуры Общецерковной аспирантуры и докторантуры Андрей Гусев; 

3 место - студент 5 курса Московской духовной семинарии Марк Судаков.

Фото с сайта Казанской духовной семинарии

 {gallery}stories/news2013/06_june{/gallery}

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/05_may/rhga.png'
rhga.pngПриветствие Высокопреосвященного Илариона, митрополита Волоколамского,
ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры
им. свв. равноап. Кирилла и Мефодия
на открытии XIII Свято-Троицких ежегодных
международных академических чтений

 

Дорогие участники Свято-Троицких ежегодных международных академических чтений!

Христос воскресе!

Сердечно приветствую всех вас, собравшихся здесь – в Санкт-Петербурге, в стенах Русской христианской гуманитарной академии!

Русская христианская гуманитарная академия является добрым партнером Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых Кирилла и Мефодия.

Академия стала местом встречи светской и церковной науки, и мы всегда с энтузиазмом откликаемся на инициативы, исходящие от нее. Вот и в этот раз Общецерковная аспирантура и докторантура с готовностью приняла приглашение стать со-организатором Свято-Троицких чтений.

За время своего существования Свято-Троицкие чтения успели стать значимым интеллектуальным и культурным событием в жизни Северной столицы. В этом году они проводятся уже в тринадцатый раз и приурочены к 1700-летию принятия Миланского эдикта – важнейшего в мировой истории общественно-политического документа.

Принятие Миланского эдикта традиционно рассматривается как прекращение гонений на христиан со стороны государства и господствующей религии. Это действительно так. Однако значение этого документа намного шире. В документе, задолго до появления основных принципов либеральной демократии, была провозглашена ценность свободы вероисповедания.

Свобода вероисповедания открыла христианам возможность на законных основаниях свидетельствовать о Христе обществу и миру, не навязывая этого свидетельства никому. Христианское свидетельство и не может быть навязано силой, оно может быть принято только открытым сердцем. Сам Спаситель велит своим ученикам не бояться исповедовать свою веру: «ибо Святой Дух научит вас в тот час, что должно говорить» (Лк. 12.12).

Сегодня по всему миру происходит возрождение религии. Идеология секуляризма постепенно утрачивает свою роль универсального средства сохранения гражданского мира. Это новая ситуация. Сегодня гражданский мир – это вопрос уже не только политический и философский, но и богословский. Это зона ответственности богословов и религиозных лидеров всех конфессий. И я надеюсь, что возрождающаяся в российской университетской и академической среде богословская наука внесет свой вклад в становление новых гражданских конвенций в нашем, уже постсекулярном мире.

Участникам Свято-Троицких чтений желаю успешной работы и призываю на всех благословение Божие.


28 мая 2013 г. В Санкт-Петербурге в Русской христианской гуманитарной академии открылись XIII Свято-Троицкие международные академические чтения

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/05_may/06/img_6659.jpeg'

img_6659.jpeg28 мая 2013 г. В Санкт-Петербурге в Русской христианской гуманитарной академии открылись XIII Свято-Троицкие международные академические чтения. Ежегодный форум включает в себя научно-теоретические и практические мероприятия, направленные на осмысление истории и современных проблем религии, культуры и образования. Программа Чтений включает в себя ряд научных и культурных событий, среди которых научная конференция "Между теократией и либерализмом: к 1700-летию Миланского эдикта", семинары и круглые столы, посвященные философской и богословской проблематике.

Общецерковная аспирантура и докторантура является одним из со-организаторов Свято-Троицких чтений. Со стороны ОЦАД в работе форума  принимают участие проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия, секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии протоиерей Владимир Шмалий, секретарь ученого совета ОЦАД - А.И. Мраморнов, методист ОЦАД - иеромонах Родион (Ларионов), а также докторанты и аспиранты ОЦАД - архимандрит Савва (Мажуко), иеромонахи Кирилл и Мефодий (Зинковские), В.А. Гневашева, Ю.А. Каратецкий, А.В. Лаврентиев, О.Т. Усачева, А.В. Шишков.

Форум продлится до 1 июня, в нем примут участие более сотни участников из разных стран мира.

{gallery}stories/news2013/05_may/06{/gallery}

Приветствие Высокопреосвященного Илариона, митрополита Волоколамского, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. равноап. Кирилла и Мефодия на открытии XIII Свято-Троицких ежегодных международных академических чтений

_mg_7079.jpg

26 мая 2013 года по благословению Ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополита Волоколамского Илариона в храме Иоанна Предтечи под Бором была совершена Божественная литургия на английском языке.

 Литургию служил преподаватель кафедры иностранных языков священник Арсений Черникин. В богослужении приняли участие клирик Черниговского патриаршего подворья священник Михаил Немнонов, студенты магистратуры диакон Сергий Шилов и иеродиакон Николай (Оно). За литургией пел хор из студентов и преподавателей Аспирантуры под управлением Сергея Черкасова.

Большая часть участников службы – это студенты Аспирантуры, изучавшие английский язык в течение учебного года.

{gallery}/news/012010/05{/gallery}

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/05_may/05/IMG_7471.jpg'

IMG_7471.jpg

Интервью профессора литургики Богословского факультета Университета Осло Стига Фройсхова

 10 мая 2013 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре состоялась лекция профессора литургики Богословского факультета Университета Осло Стига Фройсхова на тему «История и современное положение протестантизма в Норвегии». После своего выступления гость любезно ответил на предложенные вопросы.

 – Уважаемый профессор, прежде всего, хотелось бы поблагодарить Вас за то, что Вы нашли время и возможность посетить Общецерковную аспирантуру. Без сомнения, студенты узнали для себя много нового и, что самое главное, смогли углубить свое понимание другой христианской традиции. Что побудило Вас выбрать в качестве темы лекции именно историю и современное состояние протестантизма в Норвегии? 

 – Я являюсь специалистом в области литургики, а поэтому история протестантизма не входит в область моих научных интересов. Но поскольку я принадлежу к Православной Церкви и живу в Норвегии – стране протестантской культуры и религии, я счел важным поделиться с Вами, живущими в России – стране, где большинство верующих является православными, своими размышлениями о Лютеранской Церкви в Норвегии. Кроме того, мне было известно, что аудитория будет состоять, по большей части, из студентов Отдела внешних церковных связей, а поэтому я решил, что будет подходяще рассказать им о какой-либо неправославной традиции.

 – Вы отметили, что Ваш научный интерес связан, в первую очередь, с литургикой. Не могли бы Вы сказать несколько слов о том, чем Вы сейчас занимаетесь в этой области?

 – Разрабатываемое мной сейчас исследование связано со службами суточного круга. Я обнаружил очень ценную рукопись, содержащую грузинскую версию Часослова. Она датируется рубежом 6-7 веков и, очевидно, использовалась когда-то в храме Воскресения в Иерусалиме. Это побудило меня изучать не только литургическую традицию палестинских монастырей святого Саввы и Феодосия, которые следовали в совершении суточных служб Иерусалиму, но также и богослужение Грузии, Армении и даже Южной Италии, так как эти регионы в свое время находились под влиянием Иерусалимского богослужения. Таким образом, начавшись с этой особенной и очень важной рукописи, мой научный интерес распространился на всю историю Часослова. Этим я сейчас и занимаюсь.

 – В настоящее время Вы преподаете на лютеранском Богословском факультете Университета Осло. На первый взгляд, это не то место, где следовало бы ожидать найти исследователя, занимающегося Восточным богослужением… 

 – Я работаю в лютеранской среде. И это правда, что для преподавателей и студентов факультета литургика не является особенно важной областью научного интереса. Более того, в свое время факультет принял меня на работу в некотором смысле вопреки своей воле. В 2005 году я подал заявку на должность профессора истории Древней Церкви и патристики. Обычно процесс принятия такого решения включает несколько этапов. Для начала заявки оцениваются Научным комитетом. Затем они проверяются на уровне факультета. Если на этом этапе возникают какие-либо несогласия, вопрос выносится на обсуждение в Центральный комитет университета по трудоустройству. Это был как раз мой случай. Научный комитет, то есть первая инстанция, отдал предпочтение мне, поместив второго кандидата, который был лютеранином, на второе место, но затем факультет пересмотрел это решение. По этой причине моя заявка была передана на рассмотрение в Центральный комитет. Там был одобрен первоначальный порядок, со мной на первом месте. В итоге, впервые в истории факультета его профессором должен был стать человек, принадлежащий к Православной Церкви. И здесь факультет столкнулся с чисто формальной проблемой, поскольку, согласно факультетским правилам, его профессорами могли быть только члены Лютеранской Церкви Норвегии. Сейчас это требование уже отменено, но оно еще было в силе, когда я претендовал на профессорство. Управление по религиозным делам сделало для меня исключение, но второй кандидат, сочтя, что произошла ошибка, подал апелляцию. В конечном счете, его жалоба была удовлетворена, а поэтому мне предложили поменять свою должность на профессора литургики. До этого такой должности не существовало, и я стал первым в истории Скандинавии, кто ее получил.

 – Одной из целей создания Кафедры церковно-практических наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры было то, что бы ее деятельность со временем внесла свой вклад в становление литургики как академической дисциплины в системе богословского образования Русской Церкви. Сегодня мы видим, как эти ожидания начинают осуществляться. А какую роль литургика играет на факультете, где Вы преподаете?

 – Лютеранская Церковь не сильно заинтересована в богослужении, что связано с догматическими установками протестантизма. Когда в ущерб делам особый акцент делается на внутренней жизни и вере, что как раз и свойственно протестантизму, тогда богослужение становится вторичным. Поскольку для лютеран богослужение – это, в первую очередь, выражение веры, то оно может беспрепятственно меняться. Другими словами, богослужение потеряло свою «каноничность» и теперь может быть охарактеризовано как ἀδιάφορα. Конечно же, у лютеран есть богослужение, но норвежские священники обычно знают о нем совсем немного. Они знают, как служить, но историческое развитие богослужения остается малоизвестным для них. Как ни странно, сегодня интерес к богослужению в Церкви Норвегии свойственен, прежде всего, церковным музыкантам (органистам), чье консерваторское образование предполагает более глубокое знание богослужения и литургических текстов.

 – Уместно ли говорить в таком контексте о существовании внутри Церкви Норвегии противоречий или проблем, связанных с богослужением?

 – Вполне. Здесь нам нужно вернуться ко времени Реформации, так как в некотором смысле она изначально носила литургический характер.  Лютер придавал большое значение богослужению, и его стремление к реформам было во многом связано с ним. С одной стороны, было необходимо сделать богослужение понятным. С другой стороны, реформаторы хотели, чтобы богослужение было востребовано народом и не было делом исключительно священников и монахов. Одним из результатов такого отношения к богослужению стало его значительное упрощение. Например, за сто лет после Реформации службы суточного круга превратились в две ежедневные проповеди, а затем и окончательно вышли из употребления. 

 Сегодня богослужение также является злободневным вопросом для Церкви Норвегии, поскольку в эти дни на наших глазах разворачивается литургическая реформа. В качестве одного из ее основных принципов полагается инкультурация, подразумевающая возможность локальной самостоятельности в вопросах богослужения. Другими словами, каждому приходу может быть позволено создавать до некоторой степени свое собственное богослужение. Если прежде в Церкви Норвегии существовала единая для всех приходов богослужебная практика, то теперь общеобязательным остается только базовый устав, за пределами предписаний которого допускается значительная свобода «литургического творчества». Например, некоторые молитвы из нового проекта обряда Крещения имеют несколько вариантов, каждый из которых раскрывает свою богословскую тематику и основывается на своем богословском подходе. Многие верующие справедливо опасаются, что такая локальная литургическая идентичность может со временем привести лютеранское богослужение к разобщенности и фрагментации.

 – В такой ситуации важно иметь подходящий механизм рассмотрения и решения столь сложных проблем. В нашей Церкви с этой целью создана специальная Комиссия по вопросам богослужения. А как проблемы в области богослужения решаются в Церкви Норвегии?

 – Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно понять структуру Норвежской Церкви. В Церкви есть Генеральный Синод, который собирается каждый год и состоит, по большей части, из епархиальных Соборов. В состав каждого из последних, в свою очередь, входит один епископ, один священник и восемь мирян. Кроме того, в Синоде представлены в лице своих деканов три богословских факультета. Генеральному Синоду принадлежит верховная власть в Церкви, он выше епископов и в его компетенции принимать окончательные решения по вопросам литургической реформы. Существует также Церковный Собор, состоящий из 15 членов и собирающийся до пяти раз в год. По сути, это исполнительный орган Генерального Синода. Собор может готовить дела для рассмотрения Синодом и затем следить за реализацией принятых им решений, однако ему не принадлежит право последнего слова в наиболее важных вопросах. Конечно, в Церкви действует Литургическая комиссия, которая и занималась реформированием различных последований – Евхаристии, Крещения и других. Сам способ принятия решений в Лютеранской Церкви носит демократичный характер и включает несколько этапов. Во-первых, рассматриваемый вопрос выносится на обсуждение на уровне различных церковных институтов, которым предлагается высказать свое мнение по нему. Наш факультет, например, должен был выразить свое мнение по поводу планировавшейся богослужебной реформы. Во-вторых, полученные мнения собираются вместе и анализируются Литургической комиссией. Наконец, принимая во внимание полученные результаты, Генеральный Синод выносит окончательное решение.

 – Будучи православным христианином, как Вы оцениваете значение православного присутствия в лютеранской Норвегии?

 – Лютеранская Церковь, являясь реформированной Западной Церковью, в основе своей принадлежит к Западному христианству. Поэтому вполне естественно, что лютеране ближе к традиционному христианству Католической, а не Православной Церкви. Отчасти в Норвегии католики происходят из числа иммигрантов, однако сегодня католиками становятся также и многие коренные норвежцы. Что же Православная Церковь должна делать при таких обстоятельствах? Для меня, как литургиста, очевидна разница между Церквями в области богослужения. Например, в отличие от Католической Церкви, в которой суточные службы обычно совершаются только в монастырях, мы в полной мере сохраняем их. Именно это богатство богослужения и выраженный акцент на материальной стороне отличают Православную Церковь от Католической. Более того, мы должны помнить, что у лютеран достаточно сложные отношения с Католической Церковью, поскольку когда-то они воспротивились ей и со временем полностью отделились от нее. В то же самое время они никогда не покидали Православной Церкви. Нам есть, где встретиться друг с другом. Другими словами, для лютеран чисто психологически проще внимать православным, а не католикам. Проблема лишь в том, как им узнать о Православии и встретиться с ним, поскольку наша вера в Норвегии слабо представлена. Мы, православные, существуем в Норвегии, но у нас немного приходов, наши службы совершаются нечасто и, большей частью, не на норвежском языке. Все это создает проблему доступности Православия для норвежцев. Мне приходилось наблюдать, насколько по-разному лютеране реагировали на православное богослужение. Однако для многих из них соприкосновение с ним стало удивительным опытом, благодаря которому у них сформировалось положительное отношения к нашей Церкви.

 – Получается, что богослужение может стать хорошей основой для диалога и активного общения между нашими Церквями?

 – Да. И в этом отношении хотел бы привести следующий пример. Я веду так называемый семинар по духовности у студентов второго курса, обучающихся по программе подготовки священнослужителей. Второй преподаватель семинара – лютеранин. Как он, так и я рассказываем студентам о своей собственной духовности, так что студенты могут сравнивать наши точки зрения, знакомиться с православной духовностью. Я думаю, что для большинства из них полезно и поучительно взглянуть на свою собственную традицию в свете Православия и узнать о существующих между Церквями различиях. Это заставляет их задуматься. Для меня возможность вести этот семинар также является хорошим опытом, поскольку я чувствую ту пользу, которую моя собственная Церковь и моя собственная точка зрения приносят на факультете.


Профессор церковной истории и литургики Богословского факультета Университета Осло Стиг Фройсхов прочитал лекцию в Общецерковной аспирантуре

photo-20111218205055-4.jpg16 мая 2013 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, находящийся по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Турции, вместе с сопровождающими лицами поклонился христианским святыням Константинополя, посетил монастырь Хора и совершил акафистное пение на греческом языке в храме Пресвятой Богородицы во Влахернах.

17 мая митрополит Иларион принял участие в семинаре на тему «Религиозная свобода сегодня». Председатель ОВЦС огласил приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла участникам форума.

 Семинар был организован Константинопольским Патриархатом и посвящен 1700-летию Миланского эдикта императора Константина Великого о веротерпимости. В его работе приняли участие делегации Поместных Православных Церквей, представители Римско-Католической Церкви и других христианских конфессий, представители иудейской и мусульманской общин Турции, ученые, богословы, общественные деятели из разных стран мира.

От Русской Православной Церкви в семинаре также участвовали митрополит Рязанский и Михайловский Павел, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, исполняющий обязанности наместника Преображенского мужского монастыря Рязани иеромонах Сергий (Акимов), сотрудник Отдела внешних церковных связей священник Михаил Асмус.

Перед участниками семинара с докладом выступил Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей. С сообщениями о значении Миланского эдикта выступили также председатель Совета епископских конференций Европы архиепископ Эстергомский и Будапештский Петер Эрдё и митрополит Галльский Эммануил (Константинопольский Патриархат).

В поездке митрополита Илариона сопровождают секретарь Отдела внешних церковных связей по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук и референт председателя ОВЦС А.А. Ершов.

Служба коммуникации ОВЦС

{gallery}/news/012010/04{/gallery}

mi_books_collage-300x200.jpgИздательством Московской Патриархии Русской Православной Церкви выпущены в свет очередное (четвертое) издание книги председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Илариона (Алфеева) «Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание», а также переиздания книг «Жизнь и учение святителя Григория Богослова» и «Духовный мир преподобного Исаака Сирина».

Успех первого издания книги «Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание», как и других монографий автора, посвященных отцам Церкви, показал, что интерес к наследию святых отцов у российского читателя неуклонно возрастает. Книги митрополита Илариона, написанные на высоком научном уровне, но в то же время доступные широкому читателю благодаря ясности стиля и простоте языка, получили широкое признание.

 

Учение преподобного Симеона Нового Богослова – великого богослова, поэта и мистика XI века – рассматривается в контексте всего многообразия Предания Восточной Церкви. Автор исследует отношение преподобного Симеона к Священному Писанию и православному богослужению, к студийской монашеской традиции, к агиографической, богословской, аскетической и мистической литературе, раскрывает основные темы его богословствования: слезы и покаяние, боговидение, божественный свет, экстаз, бесстрастие, обожение. Отдельно рассматриваются личность и учение преподобного Симеона Студита, духовного отца преподобного Симеона Нового Богослова.

Книга «Жизнь и учение святителя Григория Богослова», также переиздаваемая уже в четвертый раз, посвящена великому богослову и поэту IV века, его биографии и духовному наследию. Творения каппадокийского отца Церкви и сегодня занимают центральное место в богословской науке Православной Церкви.Читатели могут познакомиться с основными аспектами тринитарного богословия, учением о молитве и боговидении, монашестве и браке, священстве и епископстве и др. Написанная живым и доступным языком, книга адресована широкому кругу читателей.

Выдерживающая уже шестое издание монография «Духовный мир преподобного Исаака Сирина» — первое в современной богословской науке исследование, посвященное великому отцу Церкви VII века. На материале широко известных «Слов подвижнических», а также недавно открытых бесед «О божественных тайнах и о духовной жизни» Исаака Сирина автор реконструирует богословскую систему сирийского писателя-отшельника, анализирует его аскетическое и мистическое учение. Речь в книге идет о любви Бога к человеку и любви человека к Богу, об искушениях и богооставленности, о смирении и слезах покаяния, о молитве и мистических озарениях, о жизни после смерти и о последних временах.

Издание книг осуществлено при содействии Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова.

Служба коммуникации ОВЦС

Научно-образовательная теологическая ассоциация Патриархия - сайт Церковь и время Учебный комитет Богослов.RU